Е газ что это
Antigraviynaya.ru

Ремонт автомобилей

Е газ что это

Контроль функции E-Gas

У двигателей с функцией E-Gas существует линейная зависимость между наполнением двигателя и крутящим моментом, создаваемым в процессе сгорания. При этом масса всасываемого воздуха используется для расчета отдаваемого крутящего момента. Затрагиваются также время впрыска и момент зажигания.

Рис. Контур управления системы E-Gas

На рисунке показан общий контур управления функции E-Gas. Через электронную педаль акселератора с потенциометром или датчиком Холла определяется задаваемый водителем крутящий момент и с учетом поправочных коэффициентов пересчитывается электроникой в номинальный крутящий момент. На его основе вычисляются необходимый объем впрыска и наполнение двигателя. Определенные рабочие точки жестко фиксированы. Это пуск, состояние после пуска, прогрев двигателя, фаза нагрева катализатора, холостой ход, полная нагрузка, разгон и отключение тяги. Учитываются различные внешние и внутренние факторы, а также особые условия при регулировании скорости движения и холостого хода. На педали акселератора всегда имеется два датчика.

Система E-Gas является основным условием для работы двигателей с регулировкой крутящего момента. Для точного отражения величины задаваемого водителем крутящего момента при расчете наполнения также учитываются внутренний и внешний рассеиваемые моменты двигателя. Регулирование плавности хода можно улучшить путем селективного управления наполнением в различных цилиндрах.

  • Внутренние рассеиваемые моменты по сути являются потерями на трение в двигателе.
  • Внешние рассеиваемые моменты — это потери из-за вспомогательных агрегатов, таких как генератор, кондиционер, насос гидроусилителя рулевого управления.

Рис. Принцип действия системы E-Gas [источник: Bosch]

Принцип работы системы E-Gas показан на рисунке. ЭБУ в зависимости от положения педали акселератора распознает положение дроссельной заслонки, которое, в свою очередь, зависит от текущей рабочей точки. ЭБУ постоянно определяет положение педали акселератора и изменение скорости. Измеряется сигнал датчика Холла или сигнал потенциометра и на его основании активизируется дроссельная заслонка. В блок дроссельной заслонки встроена функция аварийного хода. При отказе серводвигателя пружина устанавливает фиксированный зазор, и двигатель работает на повышенных оборотах. При замене блока дроссельной заслонки система должна заново «запомнить» его. Эту функцию можно вызвать через диагностическую систему, запоминание выполняется автоматически при включении зажигания.

Для проверки функции E-Gas в рамках внутренней диагностики проверяются следующие значения:

  • функциональный компьютер в блоке управления двигателем;
  • датчики положения педали акселератора;
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • функция выключателя сигналов торможения;
  • функция датчика положения педали сцепления;
  • сигнал датчика скорости движения.

Контроль OBD использует внутренние функции диагностики электронной педали акселератора. Если выявленная неисправность не исчезает после одного-двух последовательных циклов движения, то система OBD включает индикатор MIL. При отказе датчика регистрируется неисправность в регистраторе событий и загорается индикатор неисправности. Система сначала регулируется на холостом ходу. При распознавании нейтрального положения у второго датчика в течение заданного срока проверки режим движения снова становится возможным.

Дополнительное распознавание холостого хода обеспечивается с помощью выключателя педали тормоза и по сигналу датчика скорости движения. Функции комфорта, такие как регулирование темпомата или тягового момента двигателя отключаются. Для достижения полной нагрузки обороты повышаются до максимальных медленно.

При отказе обоих датчиков сразу же отмечается неисправность в регистраторе событий и загорается индикатор неисправности. Двигатель работает на повышенных холостых оборотах (например, 1600 мин^-1) и больше не реагирует на педаль акселератора. В зависимости от системы управления двигателем может получиться так, что одновременный отказ обоих датчиков не будет распознан однозначно. Индикатор неисправности не загорится. Двигатель работает на повышенных холостых оборотах и не больше реагирует на педаль акселератора. В режиме 1 можно считать фактические положения педали акселератора и дроссельной заслонки.

smartius › Блог › Про Е-Газ

Кто-то уже читал но все же) Интересно например то что задержка на Е-Газе при разгоне сделана специально…
С введением норм токсичности Евро-4 от производителей автомобилей потребовалось еще более «зажать» систему по токсичности выбросов, но имеющиеся программные методы уже исчерпали свои возможности. Электронике оставалось неподвластно наполнение цилиндров воздухом, которое всецело зависело только от водителя, системе же приходилось судорожно подстраиваться и пытаться сгладить негативный эффект от его, не всегда правильных действий. Так на свет появился электронный дроссель, с его помощью решены многие задачи, главная из которых это получение полного контроля за наполнением цилиндров воздухом.

Небольшая статья
Александара Смирнова доходчиво раскрывает суть работы и смысл появления этого узла:

«С января этого года (2011-го) автомобили LADA начали комплектовать электронной педалью акселератора. Хорошо это или плохо? На сегодня такой электронной педалью комплектуются почти все импортные автомобили, в первую очередь те, которые соответствуют требованиям «Евро-4» и «Евро-5» по токсичности отработавших газов. На автомобилях с карбюраторными двигателями водитель, нажимая на педаль акселератора, практически управляет процессом подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Каждое перемещение педали через тросовый или рычажный механический привод пропорционально передается на дроссельную заслонку карбюратора. Поворот дроссельной заслонки вокруг своей оси вызывает изменение проходного сечения диффузора. Изменение проходного сечения приводит к изменению скорости и объема воздушного потока, проходящего через диффузор. От скорости и объема воздушного потока непосредственно зависит количество топлива, поступающего через распылители карбюратора, а значит, и состав топливовоздушной смеси, попадающей в цилиндры двигателя. С появлением систем непосредственного впрыска топлива управление процессом смесеобразования было передано электронике. За водителем осталась только одна функция – управление положением дроссельной заслонки, а значит, и управление наполнением цилиндров.
Электроника, основываясь на положении дроссельной заслонки и количестве поступающего воздуха, управляет моментом зажигания и количеством топлива, подающегося в цилиндры. При этом электроника учитывает целый набор параметров: обороты двигателя, температуру,
состав выхлопных газов, показания датчика детонации. Не имея возможности управлять наполнением цилиндров, электроника не всегда способна обеспечить оптимальный крутящий момент двигателя, соответствующий положению педали, заданному водителем. На переходных режимах, особенно при быстром открытии дроссельной заслонки, приходится увеличивать количество топлива, чтобы обеспечить заданный состав смеси при увеличении воздушного потока. Естественно, увеличивается и количество вредных веществ в выхлопных газах. Смысл электронной педали газа не в том, чтобы избавиться от механической связи педали и дроссельной заслонки, заменив ее электрической. Датчик на педали посылает в электронную систему управления двигателем (ЭСУД) только сигнал о положении педали. ЭСУД рассчитывает оптимальный крутящий момент двигателя, соответствующий положению педали, и реализует его. Электроника сама меняет положение дроссельной заслонки, управляя наполнением цилиндров, устанавливает нужный момент зажигания, регулирует количество топлива. Естественно, при этом учитываются внешние факторы – скорость, обороты двигателя, температура – и заданные ограничения по составу выхлопных газов.

Двигатель всегда работает в оптимальном режиме. Результат – снижение расхода топлива и уменьшение выброса вредных веществ. Электронная педаль позволяет обеспечить токсичность в соответствии с жесткими нормами «Евро-4» и «Евро-5», чего не всегда можно достичь при механическом приводе дроссельной заслонки. Улучшаются и пусковые характеристики двигателя при холодном пуске. Многие водители, уже знакомые с электронной педалью, жалуются на задержку, особенно при резком нажатии на педаль газа. Говорят: «Нажимаешь на газ, а двигатель молчит, сразу не набирает обороты». На самом деле никакой задержки нет. Электроника реагирует на перемещение педали мгновенно. Но набор оборотов происходит плавно, без рывка. Вот это плавное нарастание оборотов и воспринимается, как задержка. Скорость набора оборотов зависит от калибровок ЭСУД конкретной модели автомобиля. На разных автомобилях она разная. Водители некоторых автомобилей говорят о большой задержке, на других – ее почти не замечают. Электронная педаль газа – вещь полезная и нужная, преимущества ее неоспоримы. А к плавному нарастанию оборотов легко привыкнуть – и вы просто перестанете обращать на него внимание.»

Читать еще:  Что такое дворовая территория

Все правильно и красиво, вот только электронный дроссель используют не столько для улучшения и оптимизации динамических и экономических характеристик автомобиля, сколько для достижения требуемых евро-норм. Отсюда и появились искусственно созданные проблемы с заторможенной реакцией на нажатие педали газа, подвисания оборотов при сбросе газа, повышенный расход топлива и еще более сниженные динамические характеристики автомобиля.

Чип-тюнинг
Из вышесказанного уже понятно, какие мы имеем резервы для чип-тюнинга систем Евро-3, 4, 5. Необходимо только учитывать ряд моментов и примеров — как не надо делать, это подробно рассматривалось в ss20club.ru/theory/178/

1. Перекалибровка разделов ПО отвечающих за ограничение нарастания момента (увеличение) и его снижения (уменьшение), характеристики открытия дроссельной заслонки в зависимости от величины нажатия педали газа и скорости нажатия. Этим добиваемся быстрой отзывчивости на нажатие педали газа, увеличения крутящего момента в зоне малых и средних нагрузок, устранения подвисания оборотов при переключении передач, устранения временной задержки нарастания момента.
2. Перекалибровка динамических коррекций УОЗ и топливоподачи с целью дальнейшего увеличения крутящего момента в зоне малых и средних нагрузок.
3. Перекалибровка зоны режимов и состава смеси мощностного режима.
4. Перекалибровка фазы впрыска (по желанию). Это рассматривалось в статье «Фаза впрыска в чип-тюнинге»
5. На двигателях (не вазовских естественно), имеющих в комплектации системы VVT (изменение фаз газораспределения) очень хороший эффект, в плане достижения лучших мощностных и экономических характеристик, дает перекалибровка разделов ПО отвечающих за изменение фаз. В основном, принцип чип-тюнинга новых ЭБУ с электронным дросселем, мало чем отличается от перекалибровки предыдущих разновидностей М73 и Бош797+ имеющих в ПО моментные разделы.

Доработка или регулировка электронной педали газа (Е-газ) на LADA

E-GAS или электронная педаль газа устанавливается на все модели Лада (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора и Нива 4х4). Отзывы владельцев о ней не утешительные, многие жалуются на то, что педаль с е-газом «туповата» (менее чувствительна и информативна, чем привычный тросик). А вы знали, что в некоторых случаях электронную педаль газа можно настроить так, что она станет более отзывчивой и чуть живее?

Определяем модель педали акселератора, сделать это можно по каталожному номеру, который приклеен на корпусе сбоку. Если получить доступ к наклейке не получается, придется снять электронную педаль газа:

  1. Отсоединить колодку с проводами рядом с педалью газа;
  2. Вывернуть три гайки, используя ключ “на 10”;
  3. Снять корпус и педаль в сборе.

Завод-изготовитель устанавливает на автомобили Лада (в зависимости от года выпуска), как минимум, два вида электронных педалей газа:

  • Старого образца (каталожный номер: 11183-1108500);
  • Нового образца (артикул: 11183-1108500-01).

Каждый блок дорабатывается по-разному. Внимание! Все дальнейшие действия вы делаете на свой страх и риск. Кроме этого, можно потерять гарантию.

Регулировка Е-газ старого образца

Крышка блока (11183-1108500) фиксируется болтами, которые вставлены в овальные отверстия. Доработка заключается в том. чтобы ослабить 4 винта и повернуть крышку в нужном направлении:

  • Экономичный режим (против часовой стрелки). Для спокойной езды, для ускорения следует нажимать педаль немного больше, чем раньше. Расход бензина снижается;
  • Активный режим (по часовой стрелке). Машина реагирует уже при незначительном нажатии на педаль газа. Расход бензина увеличивается. Педаль становится более чувствительной и информативной.

Другими словами получаем тот же эффект, что и после установки JETTER (Джеттер или шпора).

Замечено, что первые минуты после таких настроек обороты холостого хода могут быть повышенные (около 1300 об/мин). Но через минуту ЭБУ постепенно подстроился и обороты опустятся до привычных. Если этого не произойдет, включите зажигание на минуту, а потом запустите мотор.

В случае необходимости, можно легко вернуть первоначальное положение (заранее его пометьте).

Доработка электронной педали газа нового образца

Педальный узел (11183-1108500-01) не имеет овальных отверстий, что не позволяет выполнить регулировку способом, который описан выше. Вместо этого предлагается спилить выступ (на 2-3 мм), который препятствует полному ходу педали. Такая модернизация позволила увеличить ход педали, что сделала разгон с «педалью в пол» более активным. Также отмечается, отсутствие задумчивости при резком нажатии на педаль.

Не нравится в педальном узле (8450008980), который устанавливается на Lada Vesta:

  • тугая педаль газа;
  • большой свободный ход педали газа (около 8 мм по кончику педали).

Что было решено сделать:

  • убрать одну из возвратных пружин, чтобы педаль стала мягче;
  • подложить прокладку, чтобы уменьшить свободный ход педали.

Как измерить свободный ход педали:

  1. Запускаем двигатель.
  2. Устанавливаем у кончика педали линейку.
  3. Плавно нажимаем на педаль до момента, когда двигатель начнёт набирать обороты.
  4. Запоминаем расстояние на линейке.

Снимаем и разбираем электронную педаль газа:

  1. Отсоединить разъём (нажав с внутренней стороны на верхнюю часть защёлки)
  2. Вывернуть три гайки (головка «на 10»).
  3. Снимаем верхнюю крышку, вывернув винты крепления.
  4. Снять ползунка реостата, вывернув саморез.

  1. Снять пружину (придерживая их отвёрткой с внешней стороны).

  1. Снять белые опорные проставки, запоминая, как они стояли.
  2. Замеряем расстояние между опорной площадкой рычага возвратной пружины и опорной резинкой в корпусе, отводя педаль на величину свободного хода (обозначил стрелкой).
  3. Подклеиваем материал такой же толщины (в данном примере используются наклейки для ножек и дверей мебели 4 мм), используя клей или двухсторонний скотч.

Собираем педальный узел и устанавливаем в автомобиль. Холостой ход педали должен быть минимальным, около 1 мм. Если обороты холостого хода двигателя выше привычных, а свободный ход педали полностью отсутствует, значит подложено слишком много. Придётся операцию регулировки повторить, скорректировав толщину подкладки. Тоже самое, если свободный ход после регулировки остался больше чем 1-2 мм.

Отзывы о доработке E-Gas

Автолюбители, которые уже выполнили регулировку отмечают, что если сдвинуть крышку педального узла по часовой стрелке машина становится чуть живей. Если надавливать на педаль, как раньше, что машина при начале движения подрывается, приходится привыкать и не так сильно давить на газ. При нажатии педали в пол разница не чувствуется.

Кто отрегулировал Е-газ для более спокойной езды заметили, что поездка по трассе стала более комфортной. Теперь для поддержания скорости нужно чуть сильней нажимать на педаль газа, что позволяет ноге не быть в таком напряжении, как раньше.

Другие автомобилисты не верят в положительный эффект, говоря, что это все самовнушение. Работа электронной педали газа основано на изменении разности сопротивлений. И если даже передвинуть крышку, то при старте двигателя ЭБУ все равно будет считать, что это ноль, и от этой точки регулировать дроссельную заслонку. А если увеличить ход сектора, то появится ошибка Е-газа «выход сигнала за допустимые пределы!».

Читать еще:  Что лучше нексия или 2112

А вы сталкивались с такой доработкой Е-газа? Какие отзывы о таких регулировках можете оставить? Есть положительный эффект или это все на уровне самовнушения? Напомним, при необходимости вы можете самостоятельно проверить Е-газ. Кстати, альтернатива доработке электронной педали газа – чип-тюнинг.

Е-газ (ВАЗ-2114)

12 декабря 2011, 18:10 #27

Тэйл Ганнер, 12 декабря 2011, 17:36, #26

Тогда-не знаю

SsangYong Actyon Sports АХ-7 крутобл!
Nissan Bluebird Le-Grand

12 декабря 2011, 18:13 #28

Буду в личку рекламить!

Skoda Octavia A7 1.4 TSI DSG

12 декабря 2011, 18:26 #29 + 1

на днях прокатился на Калине с электронной педалью газа у одной нашей девочки с работы- машина сильно тупит, задержка реакции на педаль 1-2 секунды

12 декабря 2011, 18:34 #30

Vaskos, 2 августа 2011, 18:07, #22

Е-мобиль, е-газ, е-дороги, е-руководители, что еще ждать в этой е-стране.

Страна то при чём?

SsangYong Actyon Sports АХ-7 крутобл!
Nissan Bluebird Le-Grand

12 декабря 2011, 18:37 #31

marat1969, 12 декабря 2011, 18:34, #30

Страна то при чём?

Ну да, я к этой педали индифферентен)) Я вообще против ВАЗа

Лада Приора Норма

12 декабря 2011, 19:53 #32

Я не заметил задержки на е. газе.

Skoda Octavia A7 1.4 TSI DSG

12 декабря 2011, 20:36 #33

Асланбек, 12 декабря 2011, 19:53, #32

Я не заметил задержки на е. газе.

видимо, ПО разное

Лада Приора Норма

12 декабря 2011, 20:42 #34 + 1

Приора 1,6 16 кл. Контролер Бош.

У меня без егаза.

Пробовал такую же с ним – одинаков разгон

Volga Siber Комфорт
Волга Сайбер

12 декабря 2011, 21:10 #35

Что такое Е-газ?

12 декабря 2011, 21:13 #36

Андрей 1974, 12 декабря 2011, 21:10, #35

Что такое Е-газ?

Электронная педаль газа

Volga Siber Комфорт
Волга Сайбер

12 декабря 2011, 22:17 #37 + 1

pgs42, 12 декабря 2011, 21:13, #36

Электронная педаль газа

Аааа. Зачем она там вообще нужна? Не такой уж и крутой движек на 14-й, что бы городить электрический привод дроссельной заслонки.

К примеру было бы что нибудь турбированное, кобыл так под 200-и.

Короче лишний “гемор”, вот она мозги владельцам и “промывает”.

12 декабря 2011, 22:20 #38 + 1

Андрей 1974, 12 декабря 2011, 22:17, #37

Аааа. Зачем она там вообще нужна? Не такой уж и крутой движек на 14-й, что бы городить электрический привод дроссельной заслонки.

Лишний “гемор”, вот она мозги владельцам и “промывает”.

Это лишний повод сделать ценовую накрутку к авто (типа передовые технологии в дейсвии).

Volga Siber Комфорт
Волга Сайбер

12 декабря 2011, 22:35 #39

serg1971, 12 декабря 2011, 22:20, #38

Это лишний повод сделать ценовую накрутку к авто (типа передовые технологии в дейсвии).

Типа (о) нанотехнологии от Чубайса.

Респект владельцу. Поставь простой тросик, и не парься. Если конечно замена возможна.

Скорее всего различия в динамике авто и не почувствуешь.

Лада Веста Седан

12 декабря 2011, 22:36 #40

Alex777, 12 декабря 2011, 18:26, #29

на днях прокатился на Калине с электронной педалью газа у одной нашей девочки с работы- машина сильно тупит, задержка реакции на педаль 1-2 секунды

Асланбек, 12 декабря 2011, 20:42, #34

Приора 1,6 16 кл. Контролер Бош.

У меня без егаза.

Пробовал такую же с ним – одинаков разгон

Мне никто про это не говорил. Но говорят, что можно при прошивке е-газа улучшить разгон.

Эта прошивка под е-газ на 500 р дороже, но прет говорят хорошо.

Ждем июня расскажу про е-газ

Лада Веста Седан

12 декабря 2011, 22:37 #41

Андрей 1974, 12 декабря 2011, 22:35, #39

Типа (о) нанотехнологии от Чубайса.

Респект владельцу. Поставь простой тросик, и не парься. Если конечно замена возможна.

Скорее всего различия в динамике авто и не почувствуешь.

В Калине 1,6 е-газ добавил 3 лошади до 84. В 2114 наверное тоже движок то один

12 декабря 2011, 22:38 #42

Андрей 1974, 12 декабря 2011, 22:17, #37

Аааа. Зачем она там вообще нужна? Не такой уж и крутой движек на 14-й, что бы городить электрический привод дроссельной заслонки.

К примеру было бы что нибудь турбированное, кобыл так под 200-и.

Короче лишний “гемор”, вот она мозги владельцам и “промывает”.

Экология диктует свои правила

Лада Веста Седан

12 декабря 2011, 22:41 #43 + 1

pgs42, 12 декабря 2011, 22:38, #42

Экология диктует свои правила

Дагестан имеет экологию. Паук + Прошивка Евро 0

12 декабря 2011, 22:43 #44

Александр05, 12 декабря 2011, 22:41, #43

Дагестан имеет экологию. Паук + Прошивка Евро 0

Нашли чем гордится

Лада Веста Седан

12 декабря 2011, 22:45 #45

pgs42, 12 декабря 2011, 22:43, #44

Нашли чем гордится

Ты бы у нас на предприятии бы посмотрел, что выбрасываем и сливаем И все законно, а тут минимальная разница

13 декабря 2011, 22:18 #46

Volga Siber Комфорт
Волга Сайбер

13 декабря 2011, 22:47 #48

А как может электрический привод заслонки добавить мощности и улучшить экологию? Электронный привод – это всего способ передачи усилия. Какая разница – усилие на заслонку от ноги через тросик, или усилие через провода?

14 декабря 2011, 13:33 #49

sa4ok, 13 декабря 2011, 22:20, #47

А мне нравится, особенно подгазовка, с места почти как на автомате трогаешся, особенно актуально сейчас, на льду , и зуд от педаль не беспокоит когда долго катаешся.

Renault Megane Экстрим

14 декабря 2011, 16:56 #50

Андрей 1974, 13 декабря 2011, 22:47, #48

А как может электрический привод заслонки добавить мощности и улучшить экологию? Электронный привод – это всего способ передачи усилия. Какая разница – усилие на заслонку от ноги через тросик, или усилие через провода?

Под е-газ изменен дроссельный узел и улучшена прога для ЕБУ.

11 марта 2012, 14:19 #51

у меня с Егазом проблемы начались после 70000 км ))) Не знаю на хрена его придумали, вот думаю тачку переделать на обычный газ. Многие уже такое практикуют.

11 марта 2012, 16:23 #52

kolyan 34496 rus, 11 марта 2012, 14:19, #51

у меня с Егазом проблемы начались после 70000 км ))) Не знаю на хрена его придумали, вот думаю тачку переделать на обычный газ. Многие уже такое практикуют.

Дешевле новую педаль купить 3500 р. А сколько стоит переделка? Думаю раза в 3 дороже. Интересно было-бы узнать какие именно проблемы возникли с вашим е-газом на 70000 и как лечились эти проблемы, ну так на всякий случай.

Электронная педаль газа. Плюсы и минусы. Контроль неисправности. Тюнинг

Типы педалей газа

Педаль газа служит для управления подачи рабочей смеси в камеры сгорания двигателя. При увеличении смеси увеличиваются обороты двигателя, его мощность и крутящий момент. Педалью газа оснащены все авто, за исключением машин для людей с ограниченными возможностями. В таких авто установлено ручное управление акселератором.

Читать еще:  Диодный мост генератора что это такое

Педаль акселератора (или газа) предназначена для регулировки поступления рабочей смеси в область сгорания. Чем больше смеси поступает, тем большие обороты и мощность развивает силовой агрегат автомобиля. Ни один современный автомобиль пока нельзя представить без педали газа (за исключением транспортных средств, предназначенных для людей с ограниченными возможностями).

Типы управления акселератором

Эволюция управления акселератором пережила несколько этапов:

1. Ручная регулировка газа. Такая система управления применялась на первых автомобилях. Иногда для этого устанавливался дополнительный рычаг, как в современных самолетах. В мотоциклах и других мотосредствах управление газом на руле используется до сих пор. Дело в том, что при управлении мотосредством ноги достаточно загружены, чего не скажешь для водителей автомобиля.

2. Механическая педаль газа. Со временем управление акселератором в автомобилях «отдали» ногам. Кстати, поначалу у этой инициативы было много противников. Многие начинающие водители знают, как на первых занятиях по вождению затекает правая нога. В некоторых современных автомобилях педаль газа спроектирована неудачно (неправильная постановка ступни, усилие нажатия), и нога после длительного управления устает. Кинематическая схема управления газа первоначально основывалась на системе тросиковой передачи, затем одно время стали использовать рычаги. Рычажная передача оказалась не столь надежной, ее часто приходилось регулировать. Поэтому вновь перешли на тросиковый вариант.

3. Электронная педаль.

В 70-х годах прошлого века в управление двигателей внутреннего сгорания стали внедрять электрические системы. Приблизительно в это время появились попытки установки электрического управления акселератором. Идея состоит в том, что угловой поворот педали газа с помощью обычного потенциометра (переменного резистора) преобразуется в электрический сигнал. Этот электрический сигнал управляет приводом дроссельной заслонки. Таким образом, управление идет по обычным проводам, исключая применение тросиков и других ненадежных механизмов.

Первые электрические педали отличались своей ненадежностью. Это часто приводило к аварийным ситуациям. После изобретения транзисторных схем управления, внедрения микросхем и микропроцессоров надежность уже электронных систем управления акселератором заметно увеличилась.

Следующим шагом увеличения надежности системы явилось внедрение обратной связи. Начали устанавливать датчик положения дроссельной заслонки. Таким образом, датчик педали газа подает сигнал на блок управления двигателем, который формирует сигнал на привод управления дроссельной заслонкой. Он (привод) поворачивает акселератор на угол, который контролирует датчик дроссельной заслонкой. Этим достигается высокое соответствие положений.

Такая система показала высокую надежность, и дожила до наших дней. Последним этапом совершенствования стал перевод электрических сигналов датчиков в цифровую форму. В современный датчик электронной педали встроен аналого-цифровой преобразователь, который сразу переводит показания датчика в цифру. По проводам передается уже цифровой сигнал. Это значительно увеличивает помехозащищенность и надежность системы. В некоторых схемах управления данными электронная педаль «вешается» на CAN-шину.

Принцип работы педали газа

В классической схеме электронной педали газа ось педали газа совмещена с осью ползунков потенциометров (переменных резисторов). Переменные резисторы выполнены на печатной плате методом напыления, как показано на рисунке:

При нажатии на педаль газа ползунки перемещаются по поверхности резистивного напыления, изменяя величину сопротивления в цепях. В современных системах управления применяется два переменных резистора. Это сделано для увеличения надежности. Если выйдет из строя один из потенциометров, за основание для сигнала управления будут выбраны показания исправного. Принципиальная схема (на примере Гольфа) выглядит приблизительно так:

Опять же, на примере Гольфа величина сопротивления в зависимости от угла акселератора соответствуют следующим величинам (данные взяты из AUTODATA):

Кстати, схема датчика положения дроссельной заслонки имеет приблизительно такой вид. В схему дополнительно включен привод управления заслонкой.

Данные датчики подключены к блоку управления двигателя, как и электропривод управления дроссельной заслонкой. При нажатии на педаль газа сигнал с датчика педали газа поступает на блок управления двигателем, который в свою очередь формирует сигнал управления на привод дроссельной заслонки. Он приводит ее в движение, которое контролируется датчиком положения дроссельной заслонки. Одновременно с этим блок управления может корректировать подачу топлива, изменение угла зажигания, других параметров.

Плюсы и минусы электронной педали газа

Плюсами электронной педали газа являются:

  • отсутствуют механические проблемы, связанные с износом тросика, необходимостью смазки;
  • педаль управляет не только дроссельной заслонкой, но при помощи блока управления другими параметрами, что позволяет увеличить экологичность, уменьшить потребление топлива;
  • электронная педаль технологична, ее замена в случае ремонта занимает мало времени;
  • при поломке педали в большинстве случаев возможно продолжение движения в аварийном режиме.
  • в случае отказа системы исправить положение самостоятельно трудно, требуется вмешательство специалиста;
  • по сравнению с механической системой электронная педаль сложнее, что увеличивает вероятность поломки;
  • к механическим неисправностям добавляются электрические проблемы плохих контактов, коррозии, неисправности электропроводки;
  • потенциометры недостаточно надежны, в процессе эксплуатации изнашиваются (сейчас внедряют оптосистемы);
  • у водителя появляется назойливый электронный помощник, он не позволяет произвольно «подбросить газку» во время запуска двигателя на холодную, перегазовать.

Признаки неисправности

Признаками отказа педали газа являются:

  • отсутствие реакции на нажатие на педаль акселератора;
  • плавание холостых оборотов;
  • провалы педали газа;
  • неровный набор оборотов двигателя при плавном нажатии на педаль;
  • повышенные обороты;
  • заклинивание педали.

Проверка исправности

Датчик электрической педали газа без аналогово-цифрового преобразователя (потенциометрического) можно проверить при помощи обычного мультиметра в режиме измерения сопротивления. Для этого мультиметр необходимо подключить к разъему блока управления двигателя согласно схеме, предложенной в справочных программах. На примере Гольфа Autodata предлагает следующую схему:

Величины сопротивлений соответствуют таблице, приведенной выше. Если величина сопротивления не соответствуют таблице, такой датчик следует менять. Лучше не пытаться ремонтировать датчик педали, это редко приводит к положительному результату. Отремонтированный датчик обычно держится не более полугода. Очень часто педаль отказывает по причине плохого контакта разъемов или неисправности проводки. Такую неисправность можно устранить самостоятельно.

Для проверки работоспособности электронной педали газа можно временно подбросить заведомо исправную педаль газа. Для этого совсем не обязательно ее устанавливать на место. Можно просто перебросить разъемы со штатной педали на исправную, и нажимать на педаль вручную.

Тюнинг электронной педали

Не обошли тюнингисты вниманием и электронные педали газа. Они спекулируют на желании водителей превратить свой авто в гоночный болид. Для этого можно сделать педаль сверхчувствительной, реагирующей на малейшее нажатие на педаль. При этом мощность силового агрегата нисколько не увеличивается. Просто при слабом нажатии на педаль акселератора двигатель начинает реветь, создавая впечатление, что у вас под капотом сидит зверь. В качестве примера приведу MS-Chip Speed Boost.

Работает в трех режимах: СПОРТ, СПОРТ + и ЭКО. Переключение электронное.

Примочка типа ШПОРА. Неплохо пришпоривает железного коня.

Для Вазов разработаны регулируемые датчики:

Регулировка чувствительности производится при помощи ослабления винтового соединения и смещения угла.

Смещение вправо-влево увеличивает-уменьшает чувствительность.

Некоторые умельцы корректируют чувствительность при помощи чипования блока управления двигателя, но это уже другие деньги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector