Что такое пропедевтика в медицине
Antigraviynaya.ru

Ремонт автомобилей

Что такое пропедевтика в медицине

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideuo обучать предварительно) — вводный курс в клиническую дисциплину. П. предполагает обучение основным и важнейшим дополнительным методам клин. обследования больного (см.), семиотике (см.) болезней, относящихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт личности врача на основе мед. деонтологии (см. Деонтология медицинская). Нозол. формы болезней освещаются лишь в самом общем виде, основное внимание уделяется изучению отдельных симптомов и синдромов (см. Симптом, Синдром), их происхождению, клин. значению и распознаванию. П. включает также приобретение навыков по использованию средств лечебной помощи. Наряду с этим одной из важнейших задач П. является формирование клин. мышления у обучаемых.

В СССР пропедевтику многих клин. дисциплин преподают в процессе изложения курса. Преподавание П. внутренних болезней, П. хирургических болезней (на кафедрах общей хирургии), П. детских болезней (на педиатрических факультетах) осуществляется на самостоятельных кафедрах. Вопросы П. стоматол. заболеваний освещаются на кафедрах П. терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологии стоматол. факультетов. В качестве вводного раздела пропедевтика предшествует изучению большинства других клин. дисциплин: акушерства и гинекологии, болезней уха, горла и носа, глазных и нервных болезней и др.

В России преподавание П. впервые было введено при изучении курса внутренних болезней (см.). Кафедры П. внутренних болезней в СССР были организованы в 20-х гг. 20 в. Большой вклад в развитие курса П. внутренних болезней внесли М. Я. Мудров, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, В. П. Образцов, Г. И. Сокольский и др. Заметное влияние на содержание курса и формы преподавания П. внутренних болезней на основе достижений мед. школ оказали Н. Д. Стражеско, С. А. Гиляревский, М. М. Губергриц, Б. С. Шкляр, А. Л. Мясников, В. X. Василенко, Е. М. Тареев, А. А. Шелагуров и др.

Развитию П. хирургических болезней способствовали работы Н. И. Пирогова, Ф. И. Иноземцева, И. В. Буяльского, Н. В. Склифосовского, К. К. Рейера, Ф. А. Рейна, Н. Н. Феноменова, М. С. Субботина, С. П. Федорова, В. И. Разумовского, Н. Н. Бурденко, С. И. Спасокукоцкого, А. В. Вишневского, С. С. Юдина, А. Н. Бакулева и др.

В становлении П. детских болезней большую роль сыграли научные труды С. Г. Зыбелина, Н. М. Амбодик-Максимовича, К. И. Грума, С. Ф. Хотовицкого, В. М. Флоринского, Н. И. Быстрова, Н. А. Тольского, К. А. Ра-ухфуса, Н. Ф. Филатова, Н. П. Гун-добина, А. А. Киселя, В. И. Молчанова, Ю. Ф. Домбровской, Д. Д. Лебедева, М. С. Маслова, Г. Н. Сперанского, А. Ф. Тура и др.

Содержание курса П. зависит от характера изучаемой дисциплины. Так, важнейшей задачей П. внутренних болезней является обучение студентов основным (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация) и дополнительным методам (лабораторным, инструментальным, рентгенологическим и др.) обследования больного, семиотике внутренних болезней. В курсе П. внутренних болезней студенты осваивают и некоторые простейшие практические навыки по оказанию леч. помощи больным (инъекции, внутривенные вливания и др.). В основу преподавания П. внутренних болезней в большинстве случаев положен посистемный принцип: первоначально осваиваются основные и дополнительные методы исследования какой-либо системы органов (сердечно-сосудистой, пищеварительной и др.) и непосредственно вслед за этим излагается семиотика болезней той же системы. Наряду с этим существует принцип последовательного обучения: вначале излагаются методы обследования больного в целом, т. е. курс собственно «диагностики», а затем посистемно — «частная патология».

При изучении П. хирургических болезней студенты знакомятся с методами исследования, применяемыми в хирургии (см.), принципами и методами асептики и антисептики, обезболивания, предупреждения и остановки кровотечения, переливания крови и кровезаменителей, десмургии. Кроме того, студенты получают понятие о предоперационной подготовке больного, об операции, послеоперационном периоде, профилактике и лечении послеоперационных осложнений, реаниматологии и основные сведения по диагностике и лечению наиболее распространенных хирургических заболеваний (хирургических инфекций, опухолей, расстройств кровообращения и др.), а также по общим вопросам травматологии и пластической хирургии.

П. детских болезней (см. Педиатрия) включает изучение анатомо-физиол. особенностей детского организма, закономерностей физического и психического развития детей, специфики клинических, инструментальных, лабораторных и других методов исследования в разных возрастных группах, семиотики заболевании детского возраста и диететики здорового ребенка.

Студенты стоматол. факультетов на кафедрах П. терапевтической стоматологии (см.) изучают топографию полости зуба, диагностику и лечение кариеса зубов, пломбировочные материалы; на кафедрах П. ортопедической стоматологии знакомятся с функциональной анатомией и методами исследования челюстно-лице вой области, планом и задачами ортопедического лечения, оттисками и оттискными материалами. На кафедрах П. хирургической стоматологии студенты изучают анатомо-физиол. особенности челюстно-лицевой области, методы диагностики и обезболивания в хирургической стоматологии, показания и противопоказания к удалению зубов, методику их удаления.

Вопросы П. широко обсуждаются на съездах, в трудах мед. ин-тов, в мед. периодической печати. Созданные методические пособия по проведению практических занятий отражают специфику преподавания и особенности программ по П. внутренних, хирургических, детских болезней на лечебных, санитарно-гигиенических, стоматологических и медико-биол. факультетах. Для улучшения наглядности преподавания создан и постоянно обновляется учебный демонстрационный фонд (схемы, таблицы, диапозитивы, диафильмы и кинофильмы, магнитофонные и грамзаписи звуковых феноменов, фантомы и учебные модели), используется учебная демонстрационная аппаратура (напр., стетофоны) для воспроизведения в аудитории звуков сердца и дыхательных шумов.

Библиография: Игнатов С. И. Руководство по клиническому исследованию ребенка, М., 1978; Мясников А. Л. Пропедевтика (диагностика и частная патология) внутренних болезней, М., 1957; Пропедевтика внутренних болезней, под ред. В. X. Василенко и А. Л. Гребнева, М., 1982; Стручков В. И. Общая хирургия, М., 1978; Т у р А. Ф. Пропедевтика детских болезней, Л., 1971; Ш е л а г у-р о в А. А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Ш к л я р Б. С. Диагностика внутренних болезней, Киев, 1972.

Лекция № 1. Пропедевтика в терапии

Терапия (греч. therapeia – лечение) – область клинической медицины, изучающая происхождение, проявления, диагностику, лечение и профилактику внутренних болезней.

Пропедевтика (от греческого слова propaideuo – введение, предварительное обучение) – вводный курс о внутренних болезнях, изучающий вопросы диагностики, сбора анамнеза, объективного обследования больных, симптоматики болезней.

В настоящее время в связи с техническим прогрессом многие методы клинического обследования отошли на второй план.

Как бы не совершенна была дополнительная диагностика – она не может и не должна заменить мастерство врача, основанное на общении с пациентом, на основных методах объективного и субъективного обследования.

Поэтому без знания основ обследования больного нельзя поставить правильный диагноз, а, следовательно, и правильно лечить. Следует помнить, что не всегда есть возможность быстро сделать инструментальные методы обследования. Казалось бы рутинные методы могут принести бесценную информацию и расширить диагностические возможности.

Пропедевтика учит правильно интерпретировать данные многочисленных дополнительных методов обследования, так широко сейчас применяемых в медицине.

Пропедевтика учит правильно формулировать диагноз, выделять основные синдромы и группировать симптомы.

Пропедевтика в терапии – основной раздел медицинского образования, где закладываются основные навыки обследования больного. От того как Вы освоите основные методы и приемы обследования больного, как научитесь общаться с больными, как научитесь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов во многом будет зависеть каким объемом информации вы владеете. А чем больше вы знаете о своем больном, тем легче поставить правильный диагноз и подобрать правильное лечение. Полное и тщательное обследование больного – 90 % успеха и еще 10 % – ваши знания, ваш талант, ваш опыт.

– изучение анатомо-физиологических особенностей здорового и больного человека.

– изучение причин болезней

– изучение патологических процессов. Происходящих в организме при той или иной болезни.

– изучение основных клинических симптомов и синдромов болезни.

– изучение методов диагностики

– изучение основных принципов лечения

– изучение неотложных состояний при изучаемых болезнях.

История развития пропедевтики :

Зарождение методов обследования больного уходит к доисторическому периоду. Начало терапии и пропедевтики внутренних болезней связано с зарождением человечества и появлением потребности оказания помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни. Первые попытки объяснить сущность заболеваний принадлежат Древнекитайским врачевателям. (первое описание свойств пульса ).

В 5 веке до н.э. базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции. Родоначальником клинической медицины считают Гиппократа – он рассматривал человека как единое целое, связанное с окружающей средой. С его именем связано понятие «наблюдение за больным в постели », он выслушивал легкие, ощупывал печень, первым сформулировал принцип медицины – не навреди.

Большой вклад в развитие диагностики внес Авиценна (к. 1 века н.э ) – свои взгляды на диагностику болезней он сформулировал в трактате « Канон врачебного искусства» – описал разновидности пульса, дал все применяемые сейчас характеристики пульса .

Ученый эпохи Возрождения Парацельс (15 век ) считал, что никто не может стать врачом без науки и опыта.

В дальнейшем диагностика обогащалась новыми методами исследования и описанием новых симптомов.

Предложена термометрия (де Гаен ), перкуссия (Аугенбруггер ), аускультация (Лаэннек ), метод систематичного расспроса пациента (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов ), пальпация брюшной полости (В.П. Образцов, Н.Д. Строжеско), измерения АД (Н. Коротков ).

Дальнейшее развитие диагностики как науки связано с именами М.Я. Мудрова – отца внутренней медицины (впервые в истории ввел расспрос больных и предложил схему истории болезни, подчеркивал, что лечить нужно не болезнь, а больного, высказывал мысль об индивидуальном лечении, во главу угла ставил выявление причины заболевания ).

Г.А. Захарьина – отмечал связь человека и окружающей среды, впервые применил лабораторные и инструментальные методы обследования, рассматривая их как вспомогательные.

С.П. Боткин – основоположник направления нервизма – при изучении патогенеза нужно изучать физиологические связи организма.

Описание симптомов разных болезней связано с именами отечественных клиницистов Г.Ф. Ланга (гипертоническая болезнь ), В.П. Образцова и Н.Д. Строжеско (ИБС, стенокардия, инфаркт миокарда ), В.Х. Василенко (хроническая сердечная недостаточность).

В конце 19 века начали внедряться лабораторные и инструментальные методы обследования, рентгенография и рентгеноскопия (Рентген желудочное зондирование (А. Куссмауль ), бронхоскопия (Х. Киллиан ), цистоскопия и ректоскопия ( М. Нитце), в 1903 – ЭКГ (Эйнтховен ), 1905 – Н. Коротков – метод измерения АД, функциональная диагностика почек (С.С. Зимницкий ), в 1970 -1990 годы компьютерная томография, ЯМР, МРТ, коронарография.

Читать еще:  Как работает регулятор тормозных сил колдун

Совершив краткий экскурс в историю, узнав, что изучает пропедевтика с сегодняшнего дня для Вас начинается изучение болезней, методов диагностики и принципов лечения больных…

Болезнь (morbus ) – патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами.

На протяжении длительного времени существовало множество различных определений понятия болезнь. На заре человечества болезнь рассматривали как действие демонической силы, в период Средневековья – болезнь рассматривали как божье наказание.

В 19 веке существовали более научно- обоснованные определения понятия «болезнь» –

– нарушение функции, в следствии которой наступает угроза жизни (нем. ученый Ашофф);

– реакция организма на вредно действующее влияние внешней среды (С.П. Боткин);

– болезнь – стесненная в своих обстоятельствах жизнь (К. Маркс);

– болезнь – реакция организма на его повреждение (В.Х. Василенко).

В настоящее время

Болезнь– нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды через посредство нервной системы.

ВОЗ: «Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим и частным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного»

Острая болезнь – начинается внезапно и длится недолго.

Хроническая болезнь – длительное, затяжное течение с периодами обострения и ремиссии.

Этиология– наука о причинах возникновения болезни.

– физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма )

– химические (воздействие кислот, щелощей, ядов )

-биологические (микроорганизмы, эндогенные вещества )

– социальные (вредные условия труда, недостаточное питание, неполноценное питание, алкоголь, курение, психические перегрузки ).

– сочетание различных факторов.

Одни и те же факторы у разных людей могут вызывать развитие болезни или не вызывать развитие болезни.

В возникновении болезни важное место занимает индивидуальная способность конкретного человека отвечать на внешние факторы воздействия. Возникновение болезни зависит от индивидуальной реактивности организма (способности организма противодействовать факторам, вызывающим болезнь).

– отравление ядами при длительной сенсибилизации.

Патогенез– (pathos – страдание, genesis – зарождение) – учение о механизмах развития болезней , развивающихся патологических процессах, течении и исходе заболевания.

Различают фазы патогенеза:

– воздействие этиологического фактора

– пути распространения этиологического фактора в организме

– характер патологических изменений в тканях и системах организма

Патогенез изучает так же стадии течения болезней :

– доклиническая стадия – отсутствие клинических симптомов болезни

– продромальная стадия – первые неспецифические проявления болезни

– развернутая клиническая стадия – клинические симптомы, характерные для определенного заболевания.

– исход заболевания (выздоровление, смерть, переход в хроническую форму.

Для многих болезней характерным является чередование нескольких стадий:

Ремиссия – (греч – понижение, уменьшение) – временное уменьшение проявлений болезни.

Рецидив – (греч – возвращение) – возврат болезни после относительного клинического благополучия.

Зная патогенез болезни, можно прогнозировать клиническую картину и успешно вмешиваться в ее развитие, ломая те или иные звенья патологического процесса при помощи лечения. Современная терапия является преимущественно патогенетической.

Каждая болезнь характеризуется типичными симптомами и синдромами.

Симптом– признак болезни.

Кашель – признак бронхита

Жажда – признак сахарного диабета

Одышка – признак сердечной недостаточности.

Различают симптомы субъективные и объективные.

Субъективные симптомы – ощущения пациента (жалобы больного ) : боль, тошнота, головокружение.

Объективные симптомы – симптомы, выявляемые при обследовании пациента- отеки нижних конечностей, увеличение печени, увеличение селезенки, шумы в сердце, повышенное АД, тахикардия, болезненность при пальпации.

Многие симптомы названы именами описавших их ученых : симптом Ортнера, симптом Грефе, симптом Щеткина, симптом Менделя, симптом Боаса.

Часто одинаковые симптомы характерны для разных болезней.

Одышка – признак бронхиальной астмы и сердечной недостаточности.

Симптомы с одинаковым патогенезом группируются в синдромы .

Синдром– совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в органах и системах.

– Отечный синдром= отеки, асцит, анасарка, трофические изменения кожи), –

-Бронхоспастический синдром= удушье, кашель, сухие хрипы),

-Синдром шока = слабость, снижение АД, влажность кожных покровов, нитевидный пульс ),

– синдром желтухи = иктеричность склер и кожи, светлый цвет кала, темная моча, кожный зуд, увеличение печени.

В настоящее время известно более 1500 синдромов

Диагностика ( греч. diagnostikos – способный распознавать ) – наука о распознавании болезней.

Диагностика состоит из 3 этапов :

1. выявление симптомов

2. объединение симптомов в синдромы

3. формирование диагноза на основании характерного сочетания синдромов.

Выявление первых признаков заболевания, раннее распознание болезни – основные задачи фельдшера.

Диагноз – заключение врача/фельдшера о сущности заболевания.

Диагноз всегда динамичен, может изменяться вместе с развитием болезни. Важнейшим правилом диагностики является наблюдение за симптомами болезни в динамике, во времени.

– предварительный диагноз – ставится при наличии частичной информации, полученной при субъективном и объективном обследовании пациента.

– дифференциальный диагноз – это исключение всех предположительных диагнозов, имеющих сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.

– окончательный диагноз – выставляется когда имеются все данные о пациенте, в том числе и данные лабораторных и инструментальных методов обследования, после проведения дифференциальной диагностики.

1. Диагноз основного заболевания

2. Осложнения основного заболевания

3. Сопутствующие диагнозы.

Основное заболевание : ИБС. Острый инфаркт миокарда .

Осложнения основного : Пароксизм желудочковой тахикардии.

Сопутствующие : Сахарный диабет 2 типа.

ЖКБ. Хронический холецистит.

Лечение – комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановлении е здоровья.

Основные методы лечения :

Оперативное – оперативное вмешательство

Консервативное – все методы, кроме оперативного вмешательства.

Радикальное – устранение причины заболевания.

Паллиативное – облегчение течения заболевания.

В ) по механизму :

Этиологическое – направленное на устранение этиолгического фактора (гормоны при аутоиммунных заболеваниях, при недостаточности функции органа , антибиотики – при инфекционных заболеваниях).

Патогенетическое – направленное на механизмы развития заболевания (сердечные гликозиды при сердечной недостаточности ).

Симптоматическое – направленное на устранение отдельных симптомов (противокашлевые препараты при кашле, обезболивающие при боли, диуретики при отеках ).

Диетотерапия – лечение питанием

Медикаментозное лечение – лечение с помощью лекарственных препаратов

Физиотерапевтическое лечение – лечение с помощью физических факторов (эл ток, воздух, вода, магнитное поле ).

Методы очищения (гемосорбция, плазмаферез, гемодиализ)

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 5362 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ПРОПЕДЕВТИКА

пропедевтика (греч. propaideuo предварительно обучать) — вводный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение методам клинического обследования больного, семиотике болезней, относящихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт личности врача на основе медицинской деонтологии.

Смотреть что такое ПРОПЕДЕВТИКА в других словарях:

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА(греч., от pro – вперед, и paideia – воспитавшие). Предварительные. понятия, предварительные приготовления, разъяснения к какой-либо науке;. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. propaideuo — предварительно обучаю, подготовляю) — подготовительные занятия; введение в науку. В качестве жанра филос. литер. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

Капер Кап Каир Кадр Кадет Итр Итак Ирод Ирка Ирак Ипотека Ипат Иодат Иов Икт Икра Икота Икар Идо Ида Ерик Еретик Ера Едок Едко Едва Еда Евтерп Европа Европ Евро Еврик Еврат Евр Евпатрид Ева Дротик Дрот Дрок Дрова Дрек Древо Древко Драп Дот Дорка Дора Доп Докт Докер Док Доверие Дит Дирак Диптер Диоптр Диктор Дикт Дико Дикарев Диета Диво Див Детка Детвора Детва Дериват Дерево Дер Депорт Депо Деп Декрет Декорт Декор Декарт Дек Девка Дева Дворик Двор Дверка Датив Дари Дар Дак Втрое Втора Врио Врид Вред Враки Впрок Впопад Вперекат Впереди Вперед Вор Водка Вод Виток Вита Вит Вира Вип Виктор Викар Вика Вие Видеотека Видеоарт Видео Видак Вид Вето Ветка Ветерок Ветер Вертко Вертеп Верп Верка Веред Вердикт Верди Верд Вера Вектор Веко Век Веерок Веер Ведро Веди Ведерко Веда Ватерп Ватер Вард Капо Капор Капот Каптер Кардио Кардит Вар Вак Ваер Вадик Вади Каре Кариот Вад Атрек Артек Арт Карп Карпоед Картие Кат Арк Катер Арек Аредов Катио Аппрет Апперкот Апоретик Катод Актив Квадрит Акрид Аки Акво Автор Авто Квит Авдитор Авок Авт Адепт Аир Акие Акр Акт Актер Ква Апк. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

1) Орфографическая запись слова: пропедевтика2) Ударение в слове: пропед`евтика3) Деление слова на слоги (перенос слова): пропедевтика4) Фонетическая т. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideio – предваряю) – сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в . смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА(греч. propaideio — предваряю) — сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в к. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

действие (в педагогике), направленное на подготовку к изучению какого-нибудь понятия (например, упоминают некое понятие, не давая определения, но в . смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideio – предваряю) – сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины. В философской традиции до Канта П. часто называли общий курс аристотелевской логики, предваряющей изучение конкретных наук как специальных отраслей знания. Кант в качестве философской П. предложил рассматривать свою трансцендентальную философию (в строгом смысле – трансцендентальную логику), исследующую источники и границы чистого разума. Гегель, в свою очередь, значение П. приписывал диалектической логике, предметом которой выступает мышление как таковое. А.Н. Шуман

ПРОПЕДЕВТИКА

(греч. propaideio – предваряю) – сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответсвующей дисциплины. В философской традиции до Канта П. часто называли общий курс аристотелевской логики, предваряющей изучение конкретных наук как специальных отраслей знания. Кант, в качестве философской П., предложил рассматривать свою трансцендентальную философию (в строгом смысле – трансцендентальную логику), исследующую источники и границы чистого разума. Гегель, в свою очередь, значение П. приписывал диалектической логике, предметом которой выступает мышление как таковое. А.Н.Шуман. смотреть

Читать еще:  Что такое реверсивное движение на дороге

ПРОПЕДЕВТИКА

(греч. propaideio предваряю) сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины. В философской традиции до Канта П. часто называли общий курс аристотелевской логики, предваряющей изучение конкретных наук как специальных отраслей знания. Кант в качестве философской П. предложил рассматривать свою трансцендентальную философию (в строгом смысле трансцендентальную логику), исследующую источники и границы чистого разума. Гегель, в свою очередь, значение П. приписывал диалектической логике, предметом которой выступает мышление как таковое. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

(гр. – предварительное обучение) – подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Его цель – подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач. Так, в качестве пропедевтических в стране существуют курсы по подготовке детей к школе, в вузах читаются курсы «Введение в специальность», на первых курсах введены философские (мировоззренческие) дисциплины. Пропедевтика, как процесс подготовки, дает лишь вводные познания, преподносит материал в элементарной форме, чтобы облегчить учащимся переход из одного состояния в другое, сменить позицию, настрой, цели и принципы работы в сфере учения. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

(от греч. предвари­тельно обучаю, подготовляю), подготовит. занятия; введение в науку. П. у Платона занятия, предваряющие изучение диалектики. Как жанр филос. лит-ры П. представляет собой вводный материал, элементарно, систематически и кратко излагающий учение (напр., «Филос. П.», написанная Гегелем для нюрнбергских гимназистов). В докантовской философии пропедевтич. введением в логику и онтологию считалась феноменология. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

корень – ПРОПЕДЕВТИК; окончание – А; Основа слова: ПРОПЕДЕВТИКВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ – ПРОПЕДЕВТИК; ⏰ – А; С. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

(от греч. propaidеио – предварительно обучаю) – англ. propaedeutics; нем. Propadeutik. 1. Подготовительные занятия, введение в науку. 2. По Платону – занятия, предваряющие изучение диалектики. 3. В докантовской философии – пропедевтическим введением в логику и онтологию считалась феноменология. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: введение. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

(греч. propaideuō предварительно обучать)вводный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение методам клинического обследования больного, сем. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

(греч.) — приготовительный курс, сокращенное изложение какой-нибудь науки или искусства, предшествующий более глубокому изучению науки; в частности, П. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

Пропедевтика (греч.) — приготовительный курс, сокращенное изложение какой-нибудь науки или искусства, предшествующий более глубокому изучению науки; в частности, П. (философская П.) — приготовительный философский курс (логика и психология), преподаваемый в Германии в старшем классе средних учебных заведений.

ПРОПЕДЕВТИКА

Ударение в слове: пропед`евтикаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: пропед`евтика

ПРОПЕДЕВТИКА

пропеде́втика, пропеде́втики, пропеде́втики, пропеде́втик, пропеде́втике, пропеде́втикам, пропеде́втику, пропеде́втики, пропеде́втикой, пропеде́втикою, пропеде́втиками, пропеде́втике, пропеде́втиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: введение. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

– (от греч. propaidеио – предварительно обучаю) -англ. propaedeutics; нем. Propadeutik. 1. Подготовительные занятия, введение в науку. 2. По Платону -занятия, предваряющие изучение диалектики. 3. В докантовской философии – пропедевтическим введением в логику и онтологию считалась феноменология . смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

(греч. propaideuo предварительно обучать) вводный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение методам клинического обследования больного, семиотике болезней, относящихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт личности врача на основе медицинской деонтологии. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

-и, ж., книжн. Вступ до курсу будь-якої науки; підготовчий вступний курс, викладений у стислій і приступній формі.

ПРОПЕДЕВТИКА

(от греч. propaideuo – предварительно обучаю), введение в к.-л. науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

ж. книжн. enseignement m préparatoire

ПРОПЕДЕВТИКА

ж. книжн.enseignement m préparatoireСинонимы: введение

ПРОПЕДЕВТИКА

пропеде’втика, пропеде’втики, пропеде’втики, пропеде’втик, пропеде’втике, пропеде’втикам, пропеде’втику, пропеде’втики, пропеде’втикой, пропеде’втикою, пропеде’втиками, пропеде’втике, пропеде’втиках. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

подготовка, предварительное упражнение, введение в какую-либо науку. После 1925 философской пропедевтикой стало называться преподавание философии в высшей школе. Пропедевтический – вводный (курс). . смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

подготовка, предварительное упражнение, введение в какую-либо науку. После 1925 философской пропедевтикой стало называться преподавание философии в высшей школе. Пропедевтический вводный (курс). смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА (от греч . propaideuo – предварительно обучаю), введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. propaideuo – предварительно обучаю) – введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

ж. книжн.propedéutica f, enseñanza preparatoria

ПРОПЕДЕВТИКА

– (от греч. propaideuo – предварительно обучаю) – введение вкакую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенныйв сжатой и элементарной форме. смотреть

ПРОПЕДЕВТИКА

пропедевтика, пропед′евтика дэ , -и, ж. (книжн.). Предварительный круг знаний о чём-н.прил. пропедевтический, -ая, -ое. П. курс (краткий).

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА пропедевтики, мн. нет, ж. (греч. propaideutike) (книжн.). Введение в какую-н. науку, сообщение предварительных знаний о чем-н.

ПРОПЕДЕВТИКА

пропедевтика; ж. (гр., попередньо навчаю) вступ до курсу якої-небудь науки; підготовчий вступний курс, викладений у стислій і доступній формі.

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА [Ээ], -и, ж. (книжное). Предварительный круг знаний о чём-нибудь || прилагательное пропедевтический, -ая, -ое. П. курс (краткий).

ПРОПЕДЕВТИКА

1. eelkursus2. propedeutika3. sissejuhatav õpetus

ПРОПЕДЕВТИКА

пропедевтика сущ., кол-во синонимов: 2 • введение (40) • пропед (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: введение

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА [Ээ], -и, ж. (книжн.). Предварительный круг знаний очем-н. II прил. пропедевтический, -ая, -ое. П. курс (краткий).

ПРОПЕДЕВТИКА

-и, ж. , книжн. Вступ до курсу будь-якої науки; підготовчий вступний курс, викладений у стислій і приступній формі.

Пропедевтика внутренних болезней: конспект лекций

А. Ю. Яковлева Конспект лекций по пропедевтике внутренних болезней

ЛЕКЦИЯ № 1. Клиническая и академическая истории болезни. Структура истории болезни

1. Клиническая и академическая истории болезни

История болезни представляет собой протокол обследования больного. Необходимо различать клиническую и академическую истории болезни. Написание их имеет различные цели.

Клиническая история болезни ведется с момента поступления больного в стационар. В ней фиксируются основные этапы клинического, инструментального и лабораторного обследований, заключения консультации врачей-специалистов, ставится предварительный диагноз, проводится обоснование диагноза, и, если необходимо, ставится дифференциальный диагноз. После этого с учетом всех имеющихся современных классификаций ставится окончательный диагноз, затем назначается лечение, и регистрируются ежедневно применяемые препараты. Обязательно отмечают все изменения, касающиеся состояния больного (как положительную, так и отрицательную динамику). Через определенные промежутки времени состояние больного описывают в этапных эпикризах. Если состояние больного улучшилось, больного выписывают, заполняя выписной эпикриз. Если же, несмотря на проведенное лечение, заболевание заканчивается летальным исходом, то история болезни завершается посмертным эпикризом. Помимо этого, история болезни является и юридическим документом.

Написание академической истории болезни имеет несколько другие цели. Студент должен продемонстрировать все приобретенные им навыки и знания. Целью написания истории болезни при изучении курса пропедевтики внутренних болезней является отражение знаний, полученных им при изучении предмета, способности выявления симптомов и обобщения их в синдромы на основании данных, полученных при обследовании. История болезни должна отражать ознакомление студента с классической методикой исследования всех органов и систем организма, особенностями расспроса при различных заболеваниях. Студент должен уметь анализировать полученную информацию для того, чтобы сопоставлять субъективные и объективные изменения в организме больного человека с определенными нозологическими формами.

Академическая история болезни пишется по определенному плану. Ее написанию предшествуют неоднократное обследование и беседа с больным (обязательным моментом при этом является соблюдение правил медицинской этики и деонтологии). При этом студент должен получить исчерпывающую информацию, которая поможет ему при написании. История болезни должна являться заключительным этапом, итогом работы студента по данной дисциплине, поэтому перед этим необходимо полностью изучить теоретическую информацию для наиболее плодотворной работы у постели больного.

Любая академическая история болезни имеет общую структуру изложения информации. История болезни, которая должна быть написана при изучении пропедевтики внутренних болезней, является основой для любой другой академической истории болезни.

При изучении хирургических специальностей в историю болезни включаются протокол произведенной операции, при изучении специальных дисциплин – локальный статус, этиология и патогенез заболевания применительно к данному больному.

Истории болезни, написанные на следующих курсах, должны содержать дифференциальный диагноз, т. е. на основании данных, полученных при исследовании больного, и сравнении их с классической картиной различных заболеваний устанавливается наиболее вероятный диагноз.

2. Структура истории болезни

Это общие сведения о больном, включающие в себя фамилию, имя, отчество (в целях соблюдения врачебной тайны на титульном листе истории болезни инициалы указываются только заглавными буквами), пол, дату рождения и полный возраст больного, профессию и род занятий (место работы) в настоящее время, дату поступления в клинику.

Жалобы больного, предъявляемые на момент поступления его в клинику. Перечисление начинают с самых главных жалоб, заканчивая общими, второстепенными, менее важными. Каждая жалоба описывается подробно, с перечислением основных ее качеств (указываются локализация, характер, интенсивность, иррадиация, длительность, факторы, провоцирующие и купирующие ее, чем сопровождается).

История настоящего заболевания

Здесь студент должен выяснить, как началось заболевание, какие провоцирующие факторы может отметить сам больной, какими симптомами заболевание проявилось впервые. Нередко студенты ограничиваются указанием лечебных учреждений или диагнозами, выставленными больному ранее. Это неправильно. Основной целью написания истории болезни является умение выявить основные жалобы и объективные симптомы и объединить их в синдромы в соответствии с единым патогенезом. Правильно, полноценно собранный анамнез нередко является залогом правильной постановки диагноза еще до проведения инструментальных и лабораторных методов обследования. В истории болезни указывают основные этапы развития заболевания, сопровождающиеся появлением в клинической картине новых данных, соответствие их определенному возрасту больного. Отмечают, каким образом это состояние было расценено в лечебном учреждении, какое проводилось лечение. Последнее обострение хронического заболевания (или остро возникшую болезнь) описывают наиболее подробно.

Включает в себя общие сведения о жизни больного, его краткую биографию. Начинают с указания места и даты рождения, особенностей развития в детском возрасте, перечисляют перенесенные заболевания.

Сюда же включается трудовая биография: наличие высшего или среднего специального образования, указание мест работы, должности и длительности деятельности на отдельном рабочем месте, наличие профессиональных вредностей.

Читать еще:  Какой масляный фильтр выбрать

Отмечают семейное положение, наличие заболеваний у членов семьи.

Обязательно указывают данные аллерго-логического, эпидемиологического, у женщин – и гинекологического анамнеза, заболевания, перенесенные в прошлом, вредные привычки, условия проживания в настоящий момент, травмы, операции, нахождения в местах лишения свободы.

Общий статус больного

Сюда включаются следующие данные: сознание, состояние, положение (активное или вынужденное), вес, рост, телосложение. Производят осмотр и оценку качества кожных покровов и дериватов кожи (волос, ногтей), оценку состояния лимфатической, костно-суставной, мышечной систем, степени выраженности подкожно-жировой клетчатки.

Исследование систем органов. Исследование по системам (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, нервной, крови) проводится по единому плану. Указываются результаты осмотра, перкуссии, пальпации и аускультации, отмечаются выявленные симптомы.

Данные лабораторно-инструментальные методов обследования. В этот раздел истории болезни выписываются данные лабораторно-инструментальных методов обследования, по которым можно оценить динамику процесса.

Постановка окончательного диагноза. В этом разделе истории болезни формулируется полный, окончательный диагноз, дается его обоснование.

ЛЕКЦИЯ № 2. Диагностика и клиническое мышление

1. Индукция, дедукция. Различные уровни обобщения в диагностике

Все клинические и инструментальные исследования, проводимые в клинике, имеют своей целью постановку правильного диагноза. Это очень сложная и ответственная задача, поскольку от поставленного диагноза зависят характер назначенного лечения и в конечном итоге его результат.

Индукция – метод переработки информации, когда от общего переходят к частному. Это означает, что врач, обследуя больного, выявляет некоторые симптомы. Ряд из них является общим для большой группы заболеваний, другие более специфичны. Исходя из последней группы симптомов ставится предположительный диагноз. Зная классическую картину болезни, врач предполагает для подтверждения своей гипотезы обнаружить у больного и другие симптомы этого заболевания, тем самым подтвердить свою гипотезу и выставить окончательный диагноз.

Например, при осмотре живота больного врач обратил внимание на наличие на передней брюшной стенке расширенных вен при увеличении живота в размерах.

Симптом расширенных вен передней брюшной стенки является типичным для цирроза печени, а увеличенный живот позволяет предположить асцит.

Асцит не является специфичным признаком и встречается при различных заболеваниях, но, поскольку предполагается цирроз печени, асцит также можно расценить в пользу предположительного диагноза. В последующем проводятся клинические и инструментальные методы исследования для подтверждения этого диагноза.

Пропедевтика внутренних болезней (стр. 1 из 3)

Пропедевтика внутренних болезней

Значение внутренней медицины в общемедицинском образовании. Задачи пропедевтики внутренних болезней. Понятие о симптоме, синдроме и диагнозе. Врачебная этика и деонтология

Propaideo – в переводе с греческого языка обозначает – обучать предварительно, поэтому слово пропедевтика переводится как подготовительное обучение или введение в науку. То есть, пропедевтика – это вводный курс в изучаемую клиническую дисциплину, дающий основ тех знаний, которые будут использованы в дальнейшем в процессе детального изучения терапии на старших курсах и после окончания института в течение всей профессиональной жизни.

Основной задачей пропедевтики внутренних болезней является обучение методам исследования больного, распознавания ведущих клинических синдромов, построения синдромального диагноза, основ врачебной этики и деонтологии.

По мнению С.П. Боткина, основной задачей клинической медицины, смыслом деятельности практического врача является «предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека». Однако решение этой задачи невозможно без точной и своевременной диагностики заболевания Не случайно с древних времен медики понимали, что только тот хорошо лечит, кто хорошо диагностирует. Поэтому изучение клинических дисциплин начинается с изучения методов клинической диагностики, т. е. методов сбора информации о больном и его болезни, анализа и синтеза полученной информации, построения синдромального, а затем и нозологического диагноза.

Диагностика – это процесс распознавания болезни (в переводе с греческого языка слово diagnosis обозначает распознавание). Так как основной задачей кафедры пропедевтики внутренних болезней является обучение методам клинической диагностики заболеваний внутренних органов, то существует второе название нашей кафедры – кафедра диагностики внутренних болезней.

Диагностика, как научная дисциплина, состоит из 3 разделов:

1. Методы наблюдения и исследования больного, собственно врачебная техника, которая включает:

– расспрос больного или его родственников, позволяющий получить информацию о субъективных симптомах заболевания,

– физические (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) или объективные методы исследования и

– дополнительные (лабораторные, инструментальные и аппаратные) методы исследования, позволяющие получить представление об объективных симптомах заболевания.

2. Семиотика или семиология (semeoticon – знак, признак), учение о симптомах (symptom – в переводе с греческого языка обозначает случай, признак), признаках болезни, их происхождении, механизме возникновения, диагностическом значении.

Симптомы, явленные при расспросе больного, рассматриваются как субъективные, при объективном и дополнительном исследовании – как объективные. Однако следует помнить, что это деление условно, так как субъективные симптомы иногда довольно точно отражают сущность болезни, в то время как объективные могут вводить врача в заблуждение вследствие их субъективной оценки.

Данный раздел включает также и понятие о синдроме. Синдром – это устойчивая совокупность симптомов, имеющих единое происхождение, то есть единый патогенез. В переводе с греческого языка синдром (syndrom) – это стечение, скопление, совокупность.

Синдром неравнозначен болезни как нозологической единице, один и тот же синдром может встречаться при нескольких заболеваниях внутренних органов (например, синдром геморрагического диатеза, синдром дыхательной и сердечной недостаточности и др.). Но если ведущий клинико-патогенетический синдром отражает нозологическую сущность болезни, он может быть использован вместо нозологического диагноза (например, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь).

3. Общая методология и методика диагноза – учение о диагнозе и методике его построения.

Диагноз – это врачебное заключение о болезни, представленное в виде краткого и четкого определения. Диагноз включает такие сведения о болезни, как ее нозологическая форма, (например, ревматизм, туберкулез), этиология заболевания (стрептококковая пневмония), характер и тяжесть морфологических и функциональных нарушений (порок сердца, сердечная недостаточность), характер клинического течения заболевания (медленно– или быстропрогрессирующее), фазы развития болезни (обострение или ремиссия).

В зависимости от объема информации, полученной в процессе клинического исследования больного, диагноз может быть полным, развернутым или синдромальным. Последний используется в случае, если не известна этиология заболевания (например, идиопатическая кардиомиопатия) или если ведущий клинико-патогенетический синдром определяет суть болезни (например, острый инфаркт миокарда).

Обычно синдромальный диагноз выполняет роль промежуточного диагностического звена, объединяющего внешние проявления болезни (симптомы) с ее глубинной сущностью, и нередко рассматривается как предварительный.

Диагностический процесс имеет четкую логическую последовательность:

1 этап – сбор информации в виде клинических признаков болезни (клинических симптомов),

2 этап – анализ полученной информации с определением механизмов формирования явленных субъективных и объективных симптомов,

3 этап – синтез информации с объединением симптомов в логически связанные группы, то есть клинико-патогенетические синдромы,

4 этап – построение предварительного (синдромального) диагноза,

5 этап – дифференциальная диагностика,

6 этап – построение окончательного диагноза.

Исследование больного должно проводится в строго определенной последовательности. Сбор диагностически значимой информации начинается с расспроса больного.

Расспрос больного. Так как расспрос касается воспоминаний больного, что по-гречески звучит как anamnesis, по сути, он позволяет составить представление об истории развития заболевания (anamnesis morbi) и истории жизни больного (anamnesis vitae).

Расспрос состоит из четырех разделов:

1. Паспортные данные

2. Жалобы на момент поступления

3. Anamnesis morbi

4. Anamnesis vitae

Паспортные данные включают сведения о возрасте больного, его профессии, месте работы и жительства. Эта информация полезна для определения образовательного ценза больного, уровня его интеллекта и культуры. Некоторые данные могут помочь в диагностике основного заболевания, так как нередко прослеживается связь болезни с возрастом и полом больного (например, первая ревматическая атака чаще возникает у детей, подростков и молодых людей, подагра, ишемическая болезнь сердца – болезнь лиц старших возрастных групп, системная красная волчанка развивается в основном у молодых женщин, узелкой периартериит – у мужчин).

Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды и профессиональных вредностей могут привести к развитию профессиональных болезней (например, пневмоканиозы и вибрационная болезнь у шахтеров, эпидермальная форма бронхиальной астмы или экзогенный аллергический альвеолит у фермеров).

Сведения о постоянном месте жительства полезны при подозрении на эндемические заболевания (эндемический зоб, описторхоз).

После получения паспортных данных выясняют основные жалобы больного, проводят их детализацию, затем приступают к сбору общих жалоб и жалоб с посистемным уточнением.

Основными жалобами являются жалобы, обусловленные основным заболеванием, то есть заболеванием, которое определяет тяжесть состояния больного. К общим относятся жалобы, указывающие на характер и выраженность общих симптомов (повышение температуры тела, слабость, потливость, нарушение сна, снижение аппетита, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, снижение или увеличение массы тела и т. д.). Жалобы с посистемным уточнением позволяют определить характер и тяжесть сопутствующей патологии.

Детализация основных жалоб проводится с целью уточнения характера явленных субъективных симптомов (например, локализация и зона иррадиации болевых ощущений, их интенсивность, продолжительность, периодичность, связь с временем суток, провоцирующими факторами и т.д.), и выяснения характера их взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ полученной субъективной информации с определением возможных патогенетических механизмов формирования явленных симптомов, а также объединение симптомов в логически связанные между собой группы, позволяет делить основные клинико-патогенетические синдромы и построить адекватную диагностическую гипотезу.

История развития заболевания (anamnesis morbi) отражает динамику развития болезни с момента появления первых симптомов до поступления больного в стационар или до момента первой встречи больного с врачом.

При сборе информации об истории развития заболевания необходимо получить ответы на следующие вопросы:

– время и последовательность появления первых симптомов заболевания,

– особенности первых клинических проявлений патологического процесса (субъективных и объективных симптомов),

– характер начала болезни (острое, постепенное),

– преморбидный фон, то есть самочувствие больного до появления первых симптомов заболевания,

– моменты, предшествующие, определяющие или провоцирующие появление первых симптомов заболевания,

– характер клинического течения болезни (частота и продолжительность обострении, глубина и длительность клинических ремиссий, скорость и характер прогрессирования основных симптомов),

– время первого обращения за медицинской помощью,

– результаты дополнительного исследования в динамике наблюдения за больным (при необходимости данную информацию получают из амбулаторной карты больного),

– характер медикаментозной терапии на предшествующих этапах наблюдения (лекарственный анамнез),

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector