Что такое обкатка двигателя
Antigraviynaya.ru

Ремонт автомобилей

Что такое обкатка двигателя

Устройство автомобилей

Обкатка двигателей

Процесс приработки трущихся деталей нового или отремонтированного двигателя, называют обкаткой. В результате обкатки на поверхностях трущихся деталей уменьшаются микронеровности, интенсивно изнашиваемые силами трения, а взаимно сопрягаемые подвижно детали прирабатываются друг к другу по форме, что в дальнейшем позволяет снизить силы трения между ними, уменьшить износ поверхностей и даже разрушение деталей, а также потери энергии на их нагрев.

В качественной приработке во время обкатки двигателя наиболее нуждаются сопряжения между гильзами цилиндров, поршнями и поршневыми кольцами, шейками и вкладышами подшипников коленчатого вала, а также другие подвижные соединения деталей КШМ и ГРМ.

Обкатку осуществляют в специальных технологических режимах, постепенно увеличивая нагрузку и обороты двигателя, т. е. интенсивность взаимодействия и скорость взаимного перемещения сопрягаемых деталей, подвергающихся приработке. Режимы обкатки двигателей после ремонта, в т. ч. продолжительность приработки, зависят от того, какие детали, узлы или механизмы подвергались замене или восстановлению во время ремонтных работ.

Обкатка двигателя может выполняться непосредственно на автомобиле или при помощи специальных стендов, позволяющих контролировать режимы обкатки и выполнять ее более качественно.

Стендовая обкатка заканчивается испытанием обкатанного двигателя посредством контрольно-измерительной аппаратуры стенда, позволяющей оценить технические и эксплуатационные возможности двигателя на основе анализа полученных в результате испытания характеристик.

Обкатка двигателя на автомобиле

На автомобиле обкатка может выполняться в следующих случаях:

  • если автомобиль новый и не имеет эксплуатационного пробега после продажи;
  • если на автомобиле установлен новый двигатель, приобретенный в процессе эксплуатации автомобиля;
  • если двигатель автомобиля подвергался текущему ремонту с заменой отдельных узлов и деталей цилиндропоршневой группы (одного-двух комплектов гильз и поршней, вкладышей шатунных подшипников и т. п.).

Новый двигатель обкатывается в режимах неполного нагружения с постепенным увеличением нагрузки, при этом водитель внимательно следит за состоянием и работой всех его систем и механизмов по приборам и органолептическими методами.
Продолжительность и технология обкатки устанавливается заводом-изготовителем двигателя.

Если ремонт двигателя выполнялся без снятия с автомобиля (или трактора), и заключался в замене одного-двух комплектов цилиндропоршневой группы, в ремонте головки цилиндров или замене вкладышей шатунных подшипников, то его обкатывают без нагрузки по пять мин на каждой из частот вращения коленчатого вала: 800…1000, 1400…1600, 1700…2100 об/мин.
За частотой вращения коленчатого вала следят по тахоспидометру или измеряют тахометром.

При работе обкатываемого двигателя следят за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости. Проверяют подсос воздуха в местах крепления впускных труб.
В конце цикла обкатки проверяют максимальную частоту вращения коленчатого вала при полной подаче топлива.
После обкатки подтягивают динамометрическим ключом гайки крепления головки цилиндров и регулируют зазоры в клапанном механизме. Проверяют и при необходимости регулируют угол опережения впрыска топлива или зажигания, натяжение приводных ремней.

Стендовая обкатка двигателей

Для обкатки новых или отремонтированных двигателей используют специальные стенды. С их помощью можно не только осуществлять приработку сопрягаемых деталей нового или капитально отремонтированного двигателя, но и получить подробную информацию о работоспособности всего двигателя, а также его основных механизмов и систем, контролировать расход топлива, уровень вредных веществ в отработавших газах и другие параметры.

Обкатывают и испытывают двигатели в зависимости от их мощности на электрических тормозных стендах различных типов.
В нашей стране широко применяются испытательные стенды отечественного производства типов КИ или КС. Для двигателей разной мощности могут применяться стенды КИ-5542 (37 кВт), КИ-5541, КИ-5543 и КС-276-032 (55 кВт), КИ-5540 (90 кВт), КИ-5274 и КС-276-03 (160 кВт) и т. д.
Эти стенды позволяют прокручивать коленчатый вал двигателей с переменной частотой при холодной обкатке, а при горячей, когда электродвигатель-тормоз переводится в генераторный режим работы, возвращать электроэнергию в электрическую сеть.

Современные испытательные стенды работают, как правило, в автоматизированном режиме по заранее заданной программе. Подробную информацию о ходе процессов обкатки и испытаний обслуживающий персонал стенда получает на удаленном компьютере.

В процессе стендовой обкатки контролируются следующие параметры:

  • давление в системе смазки;
  • температура охлаждающей жидкости;
  • частота вращения коленчатого вала;
  • нагрузочный момент;
  • развиваемая мощность.

Обкатку капитально отремонтированных двигателей на стендах проводят в несколько этапов:

  • холодная обкатка (от электродвигателя);
  • горячая обкатка без нагрузки (на холостом ходу);
  • горячая обкатка с переменной нагрузкой.

После обкатки проводят испытание двигателей, что позволяет оценить их технические и эксплуатационные возможности, а также соответствие мощностным и экономическим показателям, устанавливаемым для данной модели двигателя заводом-изготовителем.
Каждый из этапов обкатки двигателя включает определенные технологические процессы необходимой продолжительности, подготавливающие двигатель к последнему, заключительному этапу – испытанию.

Холодная обкатка двигателя

На этапе холодной обкатки для получения хорошей приработки деталей используют ряд технологий. Применяют маловязкие масла, например индустриальное И-20А или И-ЗОА, смесь масла индустриального И-20 и моторного МГ-10-Б2. Добавляют присадки в масло (коллоидную серу 0,9. 1,1%, дисульфид молибдена, металлоорганические присадки на основе глицерата меди ОМП-2 – до 15% по объему масла и др.); используют специальное обкаточное масло ОМ-2, вводят в масло присадку ДК-8 и др.
При этом сокращается время обкатки в 1,5. 2 раза, уменьшается съем металла с поверхностей деталей в результате приработки.

Режим холодной обкатки установлен техническими требованиями для двигателей каждой марки.
Например, двигатели ЗиЛ-130 обкатывают в течение 30 мин: по 10 мин на каждой из трех ступеней с частотой вращения коленчатого вала: 500…600; 700…800 и 900…950 об/мин.
Двигатель КамАЗ-740 обкатывают в холодном режиме 55 мин, в т. ч.: 15 мин при частоте вращения коленчатого вала 400…450 об/мин и 40 мин при частоте вращения вала 900 об/мин.

Холодную обкатку маломощных пусковых и карбюраторных двигателей проводят в течение 20 минут.
В процессе холодной обкатки проверяют на ощупь нагрев трущихся поверхностей, прослушивают стуки внутри двигателя, определяют герметичность соединений, контролируют давление и температуру масла. В случае обнаружения неисправностей обкатку прекращают и устраняют выявленные недостатки.
В случае необходимости испытываемый двигатель отправляют на повторный ремонт.

Если в процессе холодной обкатки неисправностей и отклонений от технологических требований не выявлено, переходят к горячей обкатке двигателя без нагрузки.

Горячая обкатка двигателя без нагрузки

После холодной обкатки испытываемый двигатель запускают посредством энергетической машины стенда и обкатывают его по режиму, установленному техническими требованиями, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала и тормозящую нагрузку.
Например, двигатель ЯМЗ-238 обкатывают без нагрузки в течение 20 минут в следующих режимах:

  • 5 минут при частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин;
  • 10 минут при частоте вращения 1400 об/мин с плавным увеличением до 1800 об/мин;
  • 5 минут при номинальной частоте вращения.

В процессе горячей обкатки двигателя без нагрузки контролируют те же параметры, что и при холодной обкатке (температуру охлаждающей жидкости и масла в смазочной системе, давление масла, герметичность соединений и т. п.).
Дополнительно проверяют работу всех механизмов и систем двигателя в рабочем режиме холостого хода, регулируют тепловые зазоры в ГРМ, выполняют установку зажигания (для карбюраторных двигателей) или угол опережения впрыска (для дизельных двигателей).
При выявлении каких-либо отклонений от установленных технологическими условиями требований на испытываемый отремонтированный двигатель, его дальнейшая обкатка и испытание откладывается до устранения обнаруженных несоответствий и неисправностей.

Горячая обкатка двигателя под нагрузкой

При данной обкатке электрическая машина стенда работает в режиме генератора переменного тока и одновременно служит тормозом-нагружателем двигателя. Работающий двигатель нагружают при полной подаче топлива на соответствующих режимах.
Нагрузочные режимы определены техническими требованиями для каждой марки двигателя. Так, например, дизель Д-240 обкатывают в течение 80 мин на шести этапах нагружения:

  • 10 мин под нагрузкой 5,9 кВт;
  • 10 мин под нагрузкой 14,7 кВт;
  • 15 мин под нагрузкой 21,1 кВт;
  • 20 мин под нагрузкой 35,3 кВт;
  • 20 мин под нагрузкой 42,7 кВт;
  • 5 мин под нагрузкой 47,8 кВт.

В процессе обкатки следят за давлением масла, температурой, прослушивают двигатель, а при необходимости прекращают обкатку и устраняют неисправности.
В отличие от дизелей карбюраторные двигатели начинают обкатывать под нагрузкой при частоте вращения коленчатого вала 1200 об/мин. С ростом нагрузки увеличивают частоту вращения вала.

Ускоренная обкатка двигателей

На ремонтных предприятиях применяют ускоренную обкатку дизелей на топливе с присадкой АЛП-4д, которая заключается в следующем.
В расходный бак стенда добавляют 1 % (по массе) элементоорганической присадки АЛП-4д. Перемешивание присадки с топливом обеспечивает смесительно-дозирующее устройство КИ-11138А. При сгорании присадки с топливом в цилиндрах образуются твердые частицы оксида алюминия размером 2…3 мкм, которые ускоряют приработку деталей цилиндропоршневой группы и сокращают время технологической обкатки на 30…35%.

Применяют также технологию ускоренной обкатки с использованием постоянного электрического тока.
Двигатель, установленный на стенде, подвергают холодной обкатке в течение 10 мин при частоте вращения коленчатого вала 500…600 об/мин.
Затем минусовую клемму источника присоединяют через специальный токосъемник устройства КИ-11041М к коленчатому валу, а плюсовую – к блоку цилиндров.
При силе тока 3…5 А и напряжении 0,8…1,2 В продолжают холодную обкатку еще в течение 25 мин при частоте вращения 900…1000 об/мин.

Горячую обкатку двигателя без нагрузки проводят в течение 15 мин при частоте вращения 1300…1400 об/мин. Обкатку под нагрузкой ведут в течение 20 мин: 10 мин при нагрузке 20% и 10 мин при нагрузке 50% от номинальной. В результате ускоренной приработки трущихся поверхностей при прохождении постоянного тока через пары трения время обкатки двигателя сокращается почти в два раза.

Испытание двигателя по окончании ремонта

Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый капитально отремонтированный двигатель.
По окончании процедур холодной и горячей обкатки, испытываемый двигатель, работающий при максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, плавно нагружают до получения номинальной частоты вращения и записывают показания весового (нагрузочного) механизма испытательного стенда.
Эффективную мощность двигателя определяют по формуле:

Читать еще:  Как работает зажигание в автомобиле

где Nе – эффективная мощность двигателя, кВт;
Р – показания весового механизма стенда, Н;
n – частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин.

При испытании на стенде, оборудованном понижающим редуктором, учитывают КПД редуктора. При стендовых испытаниях запрещается нагружать двигатель полной нагрузкой более 5 мин.
Одновременно контролируют давление масла в магистрали двигателя и определяют часовой и удельный расход топлива.

Часовой расход топлива определяют по формуле:

где Gт – часовой расход топлива, кг/ч;
Q – масса топлива, израсходованного за время опыта, грамм;
t – время испытания, сек.

Удельный расход топлива определяют по формуле:

где gc — удельный расход топлива, г/(кВт×ч)

Значения динамико-экономических параметров, полученные в результате испытаний двигателя, приводят к значениям испытаний этого двигателя в стандартных (нормальных) условиях:

  • температура окружающей среды 25°С;
  • давление воздуха 0,1 МПа (760 мм рт. ст.);
  • относительная влажность воздуха 50%;
  • плотность топлива 0,82 г/см 3 .

По окончании стендового испытания проводят частичный или полный контрольный осмотр двигателя.
При частичном осмотре снимают поддон, вскрывают и осматривают нижние вкладыши коренных подшипников и шейки вала, осматривают зеркало гильз цилиндров.
При полном контрольном осмотре снимают головку цилиндров, вскрывают коренные и шатунные подшипники, вынимают поршни с шатунами и определяют качество приработки трущихся поверхностей деталей.

Как правильно обкатать двигатель после капремонта или новый?


Обкатка двигателя – период использования автомобиля в щадящем режиме. Требуется при покупке новой машины или после капремонта мотора.

Основная задача – притирка новых элементов двигателя, при малой нагрузке. Данный процесс сопровождается повышением температуры работы мотора.

Соблюдение правил обкатки продлит жизнь двигателя в 3 раза.

Виды обкатки мотора

Рассмотрим популярные виды.

1.Холодная обкатка двигателя при помощи стенда — самый правильный способ. Для него используют специализированное стендовое оборудование, позволяющее быстро и эффективно провести работу. Она проводится под полным контролем, что позволяет обнаружить неисправности и неточности на самой ранней стадии. Характеристики работы двигателя контролируются электроникой, стенд работает по определенному алгоритму.

2. Холодная обкатка двигателя — попытка повторить работу стенда. Автомобиль тянут на буксировочном тросе несколько часов. Занимает мало времени, но без контроля показателей, об эффективности можно будет судить только по времени до очередного ремонта.


Признаки эффективной холодной обкатки двигателя:

  • стабильная работа на холостом ходу,
  • быстрый и легкий запуск;
  • приобретение дополнительной мощность,
  • улучшение динамики автомобиля.

3. Горячая обкатка – самый популярный способ. Проходит на холостых оборотах, но с различными интервалами работы. Между этапами движок должен полностью остыть. ВАЖНО! Следить за техническими жидкостями. После этого этапа рекомендуется провести естественную обкатку.

4. Естественная обкатка — самый простой способ. Заключается в аккуратном использовании автомобиля на первых двух тысячах пробега.

Требует соблюдения определенных правил:

  • соблюдать скоростной режим до 70-80 км/ч,
  • не перегружать движок, стабильная работа не более 2500 об/м,
  • избегать резкого разгона и торможения,
  • следить за техническими жидкостями и температурой мотора.

Признаки неправильной обкатки мотора:

    • масло попадает воздухоочиститель,
    • увеличенный расход топлива и масла,
    • нехватка мощности,
    • проблемы первого запуска.

Первый запуск двигателя

Запуск мотора очень ответственное занятие. Соблюдение не сложных правил облегчит эту задачу.

  1. Автомобильный аккумулятор должен иметь полный заряд, иначе он не сможет сдвинуть коленвал.
  2. Высококачественное моторное масло заливается до максимальной границы. После заливки необходимо подождать минимум 5 минут, масло должно заполнить все пустоты. Ни в коем случае, не заливайте масляный фильтр, во избежание воздушной пробки.
  3. При отсутствии топливного насоса, произвести подкачку топлива вручную.
  4. При старте двигателя контролируйте давление масла. Если индикатор горит более 3-4 секунд — срочно глушите автомобиль до устранения неисправности. Отклонения в давлении масла сигнализируют о неправильной сборке (не верные зазоры, неисправен масляный насос, низкокачественное масло).
  5. При давлении масла 0,4-0,8 кг/см2, прогревайте двигатель до 85-93 С, отслеживая возможные утечки жидкостей. Запах гари и небольшое задымление на данном этапе норма, выгорают сборочные смазки.
  6. При необходимости провести горячую обкатку.

Режим обкатки двигателя после капитального ремонта

В этот момент главное придерживаться правил естественной обкатки:

  • Не превышать скорость 60-70 км/ч
  • Не включать пятую передачу.
  • Не перегружать движок.

Самые ответственные — первые 500 км. Сизый выхлопной дым — норма, особенно при замене поршневых колец. Холостой ход регулируют после тысячи километров пробега.

После пробега в 2500-3000 автомобиль можно использовать в штатном режиме.

Режим обкатки нового двигателя

Советы по обкатке новой машины носят рекомендательный характер. Категорически нельзя стоять в пробках в первые 500 км пробега.

  1. Первые 0-50 км двигаться на третьей передаче со скоростью 40-50 км/ч.
  2. Дальше 50-150 — на четвёртой передаче со скоростью 60-70 км/ч.
  3. 150-500 — движение на четвертой передаче, добавляя скорость на 10 каждые 100 км. Не допускать агрессивного вождения, при движении в горку заблаговременно включать пониженную передачу, а скорость снижать до 20 км/ч, для разгрузки двигателя.
  4. 500-1000 — начинать использовать пятую передачу при скорости 100 км/ч, не превышая 120, но только на ровных прямой дороге. Обороты не должны превышать 3000 при разгоне и переключении скоростей.
  5. 1000-1500- обороты увеличиваются до 3500 при разгонах.
  6. 1500-2000 — правила не настолько жесткие, двигатель можно нагружать постепенно. Небольшие подъемы проходить на пятой передаче. При старте со светофора можно повысить обороты до 4000-4200, прокатиться с горки 145-155 км/ч. Это будет полезно перед прохождением ТО.
  7. На 2000 — пройти ТО. После проведения обкатки обязательно промыть двигатель, залить высококачественное масло и заменить масляный фильтр, поскольку в масле скапливаются частички металла, которые могут нанести внутренние повреждения. Теперь можно расслабиться и получить удовольствие от вождения автомобиля.

Особенности обкатки двигателя автомобиля

Новый двигатель или прошедший капитальный ремонт нельзя сразу использовать на полную катушку. Необходима холодная обкатка двигателя, чтобы детали притерлись друг к другу. Как она происходит, сколько занимает времени, и какое расстояние должен пройти автомобиль, прежде чем его можно будет разгонять на максимальных оборотах?

Для чего нужна обкатка

Обкатка рекомендована для любых механизмов, в которых присутствуют движущиеся, испытывающие взаимное трение детали. Это помогает им постепенно, без лишнего напряжения занять идеальное положение, принять правильную форму.

Все автомобили проходят самую первую обкатку двигателя на заводе. Дилеры многих современных моделей заявляют, что владельцам авто не надо заниматься обкалыванием и дополнительной проверкой. Процедура выполнена специалистами, и покупатель получает машину полностью готовую к любым условиям вождения.

Однако если вы загляните в инструкции к некоторым престижным немецким авто, то сможете найти в них рекомендации по соблюдению режима езды первые 1,5–2 тысячи км. А ведь это и есть не что иное, как обкатка.

Самый первый этап притирки на заводе называют «ввод в эксплуатацию» ( engine break-in). А последний этап называют именно обкаткой — engine run-in.

Обкатки требует не только мотор нового автомобиля, недавно сошедшего с конвейера. После любого вмешательства в устройство двигателя, его необходимо вначале обкатать.

Объяснить такое требование просто. Все детали имеют микроскопические неровности. В процессе трения при высокой температуре эти неровности стираются, мельчайшие частички металла попадают в масло, отрицательно влияют на работу мотора. Со стенкой цилиндров контактируют компрессионные и масляные кольца. На них оказывается высокая нагрузка, и после обкатки они притираются к поверхности, принимают более обтекаемую форму.

Проводя обкатку в щадящем режиме, вы даете возможность деталям прийти в норму, снижая нагрузку на автомобильный двигатель. После процедуры обкатанный мотор прослужит максимально долго, как было заложено инженерами, и автовладелец сможет использовать весь его потенциал.

Обкатка на стенде

Холодную обкатку на стенде проводят в условиях профессиональной автомастерской после капитального ремонта двигателя. Она означает, что части двигателя совершают движения, в то время как он сам не запускается. Процедура пригодна для бензинового и дизельного агрегата.

  • Двигатель помещают на специальный обкаточный стенд.
  • Коленвал подключают к внешнему электромотору.
  • Заливают масло и охлаждающую жидкость.
  • Запускают электромотор, чтобы коленвал крутился.

Скорость вращение электромотора можно менять, что позволяет начинать обкатку с малых оборотов. Процесс контролируется компьютерной программой. К основным узлам подключают датчики, которые передают данные на компьютер. В соответствии с показателями обороты электромотора уменьшают или увеличивают.

Контроль помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя, не дает ему перегреваться. Поэтому обкатка получила название «холодная».

Буксировка

Обкатку нового автомобиля, а также автомобиля после ремонта, можно выполнить при помощи буксировки. Сцепка с буксировщиком должна быть жесткой и проводиться на третьей передаче. Из обкатываемой машины выкручивают свечи и выключают передачи. Буксировка длится на протяжении часа. За это время усилия передаются через колеса другим частям автомобиля, что приводит к их постепенной притирке.

Опытные водители говорят, что после капитального ремонта двигатель должен сжечь бак топлива на холостом ходу. Буксировку нельзя назвать идеальным вариантом обкатки, потому что сложно контролировать, насколько нагрелся мотор.

Горячая обкатка

Вместо холодной иногда применяют горячую обкатку. Автомобиль стоит с включенным двигателем, который непрерывно работает. Горячую обкатку применяют также на стенде, когда мотор снимают, подключают к стенду и 3 минуты дают поработать вхолостую. После этого он должен остыть. Так повторяют 3–4 раза, после чего включают на 40 минут.

Поверхность обкатываемого двигателя не должна нагреваться более чем на 80 °C.Остывание двигателя — главное требование процедуры. В результате перегрева части могут деформироваться, что вместо обкатки деталей приведет к выходу из строя всей системы.

Осторожная езда

Чтобы не утруждать себя буксировкой и не тратить деньги на обкатку нового двигателя на стенде, можно выбрать самый распространенный вариант. Он заключается в осторожной езде, в процессе которой детали притираются естественным образом. Существуют несколько правил такой обкатки.

  1. Первые 50 км автомобиль проезжает со скоростью 40–50 км/час равномерно без рывков на 3-й передаче.
  2. Следующие 200 км можно ездить со скоростью 60 км/час на 4-й передаче.
  3. После этого каждые 100 км скорость повышается на 10 км/час, пока не достигнет значения 90 км/час.
  4. Следующие 500 км можно переходить на 5-ю передачу (только не в гору) и двигаться со скоростью 100–120 км/час,
  5. Процедура длится, пока машина не проедет 1000–2000 км.
  6. Не допускается пробуксовка колес, провоз тяжелого багажа, переключение передач должно быть своевременной.
Читать еще:  Что такое стробоскоп для автомобиля

Поскольку в городе соблюдать все условия проблематично, обкатку проводят на загородной трассе. Выезжают, например, рано утром, когда в городе еще нет пробок. Избегают резких разгонов и торможения, езды на высоких оборотах. Допустимое число оборотов указывается в инструкции к любой марке автомобиля. Первые 500 км считаются самыми ответственными. При подъеме на гору понижают передачу и снижают скорость, чтобы не напрягать двигатель.

Передача Рекомендуемая скорость при обкатке первые 500 км, обороты около 2000 об/мин Рекомендуемая скорость при обкатке 500–1000 км, обороты до 3000 об/мин Рекомендуемая скорость при обкатке 1000–1500 км, обороты до 3500 об/мин Рекомендуемая скорость при обкатке 1500–2000 км, обороты до 4200 об/мин
1 20 25 30 35
2 40 45 55 60
3 60 70 75 90
4 80–90 95 110 125
5 110–120 130–140 155–160

Обязательно обкатывают автомобиль, в котором проводился любой ремонт двигателя. 2000 км считается минимальным пробегом для притирки деталей. Зачастую обкатку продолжают до 5–10 тысяч км пробега при постепенном повышении скорости.

Существует мнение, что новый мотор можно обкатывать на одинаковых оборотах. Однако от такой практики стоит отказаться. В этом случае происходит узконаправленная притирка деталей. Когда вы смените режим, детали начнут притираться по-другому. Произойдет их дополнительный износ, что не лучшим образом отразиться на сроке службы двигателя.

В процессе обкатки в масло попадают металлические микрочастицы, которые забивают фильтр. Поэтому после 1–2 тысяч км пробега его надо менять.

Если дилер залил свое масло перед продажей, то обкатывают авто вначале на нем, а затем производят замену. Заливают качественную марку, рекомендованную производителем.

Существует небольшая разница в обкатке автомобилей с автоматической и механической коробкой передач. Автоматическую КПП надо разогревать перед стартом, нельзя трогать режим «кикдаун» (kickdown) и нельзя допускать, чтобы в движении не заработала нейтральная передача. В остальном отличий нет.

Почему именно двигатель

Почему обкатки требует именно двигатель? Детали ходовой части и рулевого управления не требуют притирки, потому что начинают изнашиваться при первых километрах езды. Составляющие части трансмиссии подгоняются друг к другу еще при тестовых пробежках автомобиля, а переключать передачи рекомендуется плавно независимо от пробега.

Тормозные колодки притираются быстро. Единственное, рекомендуется щадяще тормозить при первых километрах пробега.

Остается сердце автомобиля — его мотор, в котором движутся поршни, детали коленчатого вала и шатуна. Движение происходит под давлением и на высоких скоростях. Внутренние стенки цилиндров, компрессионные кольца, подшипники и другие детали постоянно испытывают трение, нагреваются.

Значительный нагрев может быть не только при высоких оборотах. Такое случается, когда автомобиль едет в гору на 5-й или 4-й передаче с относительно низкой скоростью с сильной подачей газа.

С каждым годом качество деталей автомобилей становится лучше. Это относится к престижным маркам и к недорогим моделям. Ситуация объясняется тем, что улучшаются технологии, точность машиностроения. Применение компьютерного проектирования, лазерной обработки, современных материалов делает конечный продукт более совершенным, более требовательным к качеству топлива и масла. Однако это не отменяет обкатку.

Предосторожность никогда не помешает, как считают опытные водители. Покупая новую машину, о которой давно мечтал, отдавая за нее значительную сумму денег, стараешься относиться к ней бережно. Для того и нужна обкатка, чтобы продлить срок службы, не допустить преждевременной поломки самой важной части авто — двигателя.

Обкатка двигателя

Если Вы читаете данную статью – скорее всего Вы счастливый обладатель нового автомобиля, мотоцикла, погрузчика, трактора, лодки или еще чего-нибудь, оснащенного двигателем внутреннего сгорания.

Почему обкатка двигателя так важна?

От правильной обкатки напрямую зависит срок службы двигателя. Обкатка двигателя также необходима после капитального ремонта двигателя с заменой цилиндро-поршневой группы. Эта статья будет полезна абсолютно всем, даже если в данный момент Вам нечего обкатывать.

Что вы знаете о правильной обкатке двигателя?

“Зачем мне нужно читать про обкатку, все написано в инструкции” – спросите Вы. Давайте вспомним кто пишет инструкцию. Её пишет производитель, который зарабатывает на производстве двигателей и продаже запчастей к ним. И выгодно ли ему, чтобы Вы пользовались транспортом или иным оборудованием вечно? К сожалению, за последние 10 лет подход производителей в этом вопросе изменился с бывшего “да” на экономически обоснованный “нет”. Это произошло примерно в 2008-2010 году, в этот период себя исчерпал экстенсивный рост – просто увеличение числа проданных авто в традиционных рынках, выход на китайский рынок в тот момент требовал новых вложений, что в свою потребовало поиск путей сохранения денежного потока на пересыщенном рынке. Производителю было нужно, чтобы его изделие отработало гарантийный срок, и дальнейшее его содержание стало затратным, чтобы Вы покупали у него запчасти, сервис, а лучше – пришли за новым товаром. В итоге выбранный производителями путь в настоящее время стал основным подходом к продажам.

Запланированное устаревание

Что это? Всемирный заговор? Экономия материалов и борьба за экологию? Мера по поддержанию экономики? Или банальная погоня за прибылью? Увы, на этот вопрос мы ответить не сможем. Но зато мы расскажем Вам, какие хитрости применяют производители для снижения ресурса элементов двигателя “по вине пользователя”, и расскажем Вам как с этим бороться.

Итак, основные способы ограничить ресурс двигателя:

  • Усложнение конструкции
    Чем больше лишних деталей – тем больше вероятность поломки. Особенно славятся этим немецкие производители автомобилей. Достаточно заглянуть под капот любой BMW. В изобилии всевозможные сложнейшие электронные системы, которые не имеют никакого смысла. Зачем заменять дроссельную заслонку на систему Valvetronic? Оснащать бензиновый двигатель дизельной системой впрыска со всеми ее недоработками? Экономия топлива? Серьезно?

Никасил, алюсил, борирование и прочие покрытия цилиндров
Снова привет из Германии. Компаниями Mahle и Kolbenschmidt было разработано электрохимическое покрытие цилиндров алюминиевых (. ) блоков двигателей на основе кремния. К самой идее вопросов нет, позволяет делать легкие двигатели с хорошей теплоотдачей от стенок цилиндров. А вот вопросы по реализации есть. От толщины данного покрытия и технологии нанесения напрямую зависит ресурс двигателя. А на сколько рассчитан Ваш?

Использование пластиковых деталей
В погоне за удешевлением и снижением веса, конструкторы забывают (а может и нет), что пластик пластичен и склонен терять свою форму с течением времени и под воздействием высоких температур. Отсюда – постоянно текущие клапанные крышки, корпуса термостатов, поддоны АКПП и другие детали.

Тефлоновое покрытие
Призвано уменьшить трение. Идея хорошая, но на что его наносят? Как правило, тефлоновое покрытие можно встретить на юбках поршня и на деталях ТНВД. Отлично, теперь можно делать детали из более мягких сплавов и корректировать их ресурс толщиной и составом покрытия. После того как слой сотрется мы получаем трение мягкого металла о более твердый. Результат не заставит себя ждать. Обилие стружки и ускоренный износ гарантированы.

Турбонаддув там, где он по сути не нужен
Относится к бензиновым двигателям с маленьким объемом. При ввозе автомобиля уплачиваются таможенные пошлины как за мощность двигателя, так и за рабочий объем. Чтобы сделать машину дешевле для покупателя производители стали уменьшать объем двигателя, компенсируя потерю мощности установкой тубонаддува. Результат – двигатель, детали которого работают на пределе своей прочности, в том числе турбина, даже при неспешной езде. Сюда стоит отнести и различия в налогах на авто в России и в Европе, например. Там налог платится от объема двигателя, у нас – от мощности. Отсюда получаем европейский 1-литровый двигатель с мощностью 140 л.с. и российский 1.6-литровый на 60 л.с.

Обеднение смеси
Ради того, чтобы уложиться в нормы токсичности выхлопных газов, производители вынуждены уменьшать количество топлива, подаваемого в двигатель. Вопреки логике “меньше топлива – меньше тепла”, температура в камере сгорания при обеднении смеси увеличивается. Этот факт объясняется тем, что “лишнее” топливо охлаждает стенки цилиндров и поршни. При бедной смеси двигатель быстро перегревается и выходит из строя.

Система EGR
Второе название – система рециркуляции выхлопных газов. Часть выхлопных газов подается во впускной коллектор, вот и вся система. Повышает температуру, увеличивает количество сажи в цилиндрах. Как углекислый газ, который ухудшает горение топлива, тем самым увеличивая содержание несгоревшего топлива в выхлопных газах, запускаемых опять же назад в двигатель, помогает экологии – для нас загадка. Попытка заставить топливо догореть в цилиндре, вместо катализатора, сокращает срок службы двигателя.

Температурный режим
От температуры двигателя напрямую зависит срок жизни всех резиновых уплотнений, пластиковых деталей, масла, электроники, которая к слову крайне негативно относится к температурам выше 80 градусов. При повышенных температурах масло начинает гореть на раскаленных поверхностях, тем самым образуя нагар. Если под клапанной крышкой начал появляться желтый налет – можете быть уверены, при большей наработке он превратится в толстый нарост нагара, который забивает масляные каналы. На современных двигателях термостат только начинает открываться когда температура перевалит за 97 градусов. Это значит что двигатель работает в режиме постоянного перегрева. Рекомендуем проверить среднюю температуру двигателя, особенно владельцам немецких автомобилей.

  • Программный метод
    Тут совсем просто. Не задумывались, зачем при покупке нового авто, его подключают к диагностическому сканеру и устанавливают дату продажи? Чтобы отслеживать сервисные интервалы? А вот и не только. Очень рекомендуем ознакомиться с таким термином как “недокументированные возможности”. Вполне вероятно, что после истечении гарантийного срока начнутся “глюки” электроники, потеря тяги и прочие сюрпризы.
  • Читать еще:  Режим валет что это

    Откуда мы это знаем?

    Мы являемся представителями немецких компаний KMT, и IMC, а также американской компании PowerTest. Все они проводят испытания авто на всех этапах их существования, обкатку двигателей и т.п.. Одним из основных потребителей продукции этих компаний являются крупные автомобильные заводы в Европе, США, Китае, Индии, и конечно в России:)). Мы очень тесно общаемся со своими коллегами и знаем все об испытаниях, которые проводятся при производстве автомобилей и их двигателей.

    С помощью стендов для испытания двигателей проводятся ресурсные испытания двигателей, где воспроизводятся реальные условия эксплуатации, имитируются огромные пробеги и различные атмосферные условия. Таким образом инженеры узнают, при каком пробеге какая деталь сломается, сколько нагара отложится под клапанной крышкой, и какой износ будет у деталей после 100, 200, 500 тысяч км пробега.

    Более того, имитируются все возможные отказы датчиков и других деталей. Об этом свидетельствует наличие “резервных” карт управления двигателем в ЭБУ двигателя на случай отказа любого датчика.

    Как правильно обкатывать двигатель?

    Также бытует мнение, что на заводе двигатели проходят холодную обкатку. Это заблуждение связано с тем, что после сборки двигатель действительно отправляется в испытательную камеру, где к нему подключаются все датчики и он подключается к электроприводу для проверки правильности сборки и измерения крутящего момента на коленчатом валу. Это в корне неверно, и вот почему:

      2-3 минут вращения коленчатого вала явно маловато для обкатки. Только представьте какие счета за электричество буду приходить производителям при нынешних темпах производства двигателей. Каждые 15 минут с конвейера сходит новый мотор. Для холодной обкатки требуется как минимум 10 часов. Представьте себе картину, что на заводе стоит сотня двигателей, которые проходят холодную обкатку. Всё ради клиента.

  • Длительная холодная обкатка вредна для двигателя. При холодной обкатке не соблюдается тепловой режим, при котором двигатель работает на обычном топливе. Детали притираются друг к другу с другими габаритными размерами. Поэтому она ушла в прошлое.
  • Также если Вы переживаете за состояние двигателя и бюджет позволяет – обратитесь в профессиональную мастерскую, в которых имеется колесный стенд для испытания автомобилей. На нем можно провести бережную обкатку двигателя без вреда для мотора и в короткий срок.

    В том случае, если у Вас двигатель еще не установлен на место, следует использовать моторный стенд для обкатки двигателя. Особенно хорошо такие стенды служат для обкатки дизельных двигателей строительной, карьерной, дорожной техники, т.е. там, где это действительно важно.

    Когда заканчивается обкатка?

    Если Вы думаете, что после того как пробег перевалил за границу обкатки, как написано в книжке, и теперь можно выжимать всю мощь Вашего двигателя, Вы сильно ошибаетесь. По сути – вся эксплуатация двигателя это бесконечная обкатка. После каждой смены года двигатель обкатывается вновь, не успевает он это сделать, и опять лето сменяется зимой. И заканчивается она вместе со сроком службы двигателя. Но в Ваших силах этот срок максимально увеличить.

    Звоните и пишите на нашу почту. Мы предложим Вам техническое решение Вашего вопроса. А мы еще и лучшие на рынке в части работы с клиентом:).

    Обкатка нового автомобиля: сколько км и как правильно обкатывать новый авто

    Сошедшие с конвейера автомобили поражают своей новизной, оригинальным дизайном кузова, блеском лакокрасочного покрытия и техническим совершенством всех без исключения узлов, агрегатов и деталей. Современный автомобиль готов к длительной эксплуатации, однако для минимизации прииска случайной поломки и увеличения срока его работы, подвижные элементы двигателя, ходовой части, трансмиссии, должны приработаться и притереться, а именно – пройти обкатку.

    Что собой представляет обкатка

    Обкатка автомобиля – это эксплуатационный процесс, который позволяет подготовить агрегаты и ключевые узлы к интенсивному использованию, а также выявить на начальном этапе возможные неисправности и дефекты.

    Несмотря на тот факт, что моторы от ведущих автопроизводителей проходят испытания на специальных стендах, есть смысл провести обкатку автомобиля и дать механизмам функционировать под нагрузкой. Обкатка нового автомобиля непосредственно направлена на приработку коробки передач и деталей силового агрегата, но не стоит также исключать важность адаптации элементов подвески, ходовой части и тормозных механизмов.

    Преимущества обкатки

    Чтобы проверить функциональное состояние машины важно подвергнуть ее тщательному тестированию. Для этого рекомендуется проводить обкатку всех новых автомобилей, в ходе которой можно достигнуть значимых результатов:

    • произвести притирку подвижных элементов многих узлов;
    • сгладить шероховатости и изъяны отдельных деталей и узлов;
    • очистить смазочную систему и двигатель от грязи и различных элементов стружки после заводской сборки;
    • добиться притирки тормозных колодок;
    • обнаружить имеющиеся дефекты и производственный брак.

    Основные правила обкатки

    Нарушение правил обкатки автомобиля может привести к непредвиденным последствиям, но зато можно получить гарантию, что машина прослужит долго. Чтобы все прошло точно, нужно следовать следующим правилам:

    • заправить авто качественным топливом;
    • проверить давление в шинах;
    • не допускать продолжительной работы мотора в холостом режиме;
    • контролировать уровень моторного масла, наличие охлаждающей жидкости и тормозной смеси;
    • удостовериться, что не подтекает смазка;
    • первая тысяча километров пробега в период обкатки выполняется на скорости менее 90 км/ч, также не рекомендуется пользоваться 4-6 передачей;
    • плавно и своевременно переходить на соответствующую пониженную или повышенную передачу (в инструкции по эксплуатации авто приводится таблица с допустимой скоростью для каждой передачи);
    • на протяжении периода обкатки обороты двигателя для бензиновых моторов не должны превышать 3 000 об/мин, а для дизельных моторов этот показатель составляет от 1 200 об/мин. до 2 500 об/мин.;
    • избегать большой нагрузки на автомобиль (продолжительная езда «под горку» либо буксирование прицепа или других машин);
    • запрещается практиковать агрессивный стиль вождения, сопряженный с экстренным торможением и резкими ускорениями;
    • обкатку желательно проводить вне ритма городского движения, на автомагистралях с качественным и ровным покрытием.

    Сколько километров длится обкатка

    На этот счет каждый специалист имеет, однако все сходятся в одном – первые 1,5 тысячи километров являются наиболее важными в обкатке. Именно на них должны неукоснительно соблюдаться автомобиля. Для остального километража правила не столь строгие. Однако для каждой марки авто, пробег индивидуальный – от 2 000 до 5 000 километров. Этот показатель во многом определяется типом двигателя, если это дизельный движок – рекомендуемый пробег необходимо умножать на два.

    Этапы обкатки автомобиля (ограничение скорости)

    При обкатке новой машины основное внимание следует уделить ее двигателю, поскольку это тот узел, где действительно есть чему притираться. Процесс обкатки мотора на новом авто лучше разбить на несколько этапов.

    1. Первый этап должен иметь протяженность около 500 километров. Рекомендуется двигаться предельно равномерно, тем самым обеспечивая минимальные нагрузки на трансмиссию и двигатель. Это не составит труда – достаточно отправиться за город: первые 50 км нужно преодолевать со скоростью в пределах 40-50 км/час на третьей передаче, после чего прибавлять до скорости 60-70 км/час и повысив передачу до четвертой передачи проехать в таком режиме еще 100-150 километров.

    Каждые новые 100 километров на спидометре авто рекомендуется увеличивать скорость автомобиля на 10 км/час, при этом продолжать двигаться на четвертой передаче. К концу поездки скорость должна составлять 90-100 км/час. В этот период движения в гору, равно как и агрессивные разгоны следует избегать. В том случае, когда это невозможно, необходимо постепенно снизить скорость и включить пониженную передачу – автомобилю будет значительно легче справиться с нагрузкой.

    1. На втором этапе обкатки автомобиля также предполагается преодолеть очередные 500 километров, большую часть из которых желательно преодолеть исключительно на пятой передаче с максимальной скоростью в 100-120 км/час, поднимая максимальную планку оборотов до 3 000 об/минуту. Но затяжных и крутых подъемом стоит по-прежнему остерегаться, чтобы их преодолеть следует использовать третью или четвертую передачи.
    2. Третий этап и следующие 500 км пробега также нежелательно для движения в гору пользоваться пятой передачей, а вот обороты при разгоне рекомендуется увеличить до 3 500 об/минуту. Соответственно, на этом этапе обкатки авто максимальная скорость движения может быть увеличена и составит 130-140 км/час, но от торможения двигателем на этих трех этапах следует отказаться.
    3. На четвертом, завершающем этапе автомобиль преодолеет 2 000 километров и позволит себе гораздо больше. Не очень крутые подъемы можно легко преодолевать уже на пятой передаче, однако стоит следить чтобы скорость автомобиля в это время продолжала оставаться примерно на уровне 100-110 км/час. На пятой передаче можно двигаться со скоростью в 80-90 км/час по ровным участкам. При смене передач и разгоне со светофоров мотор можно раскручивать максимально до 4 000 об/минуту.

    Очень многие водители почему-то ошибочно относят к щадящему режиму работу агрегата на холостых оборотах и это на самом деле не так. Образование защитной масляной пленки, которая надежно предотвращает трущиеся детали двигателя от сухого трения, возможно только в условиях нормального уровня давления масла, что, в свою очередь, представляется возможным только в том случае, когда обороты двигателя от 1 200 об/минуту и выше.

    Исходя из этого, холостые обороты допустимы исключительно при прогреве силового агрегата, который должен быть не продолжительным и занимать не более двух-трех минут, поскольку работа мотора на холостых оборотах в остальное время может привести к недостаточной смазке, что может стать причиной преждевременного износа трущихся пар и уменьшения давления масла.

    Важно! Перед обкаткой не рекомендуется проводить замену моторного масла, которое залито на заводе компании-производителя, однако после проведения всех испытательных тестов рекомендуется обязательно сменить отработанное моторное масло из двигателя.

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector