Как проверить датчик холостого хода ваз 2112
Antigraviynaya.ru

Ремонт автомобилей

Как проверить датчик холостого хода ваз 2112

Регулятор холостого хода на ваз 2112, признаки неисправности, как снять, проверить на работоспособность

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (РХХ): ремонт и замена

Общие понятия

Одной из часто встречающихся неприятностей, не позволяющих полноценно управлять автомобилем, является датчик холостого хода ВАЗ 2110 и модификаций. Хотя этот прибор имеет среди водителей название датчик, все же правильно его будет называть регулятор холостого хода, сокращенно — РХХ, потому-что все автомобильные датчики это измерительное оборудование, а данное изделие служит для автоматической стабилизации и поддержания оборотов холостого хода путем подачи воздуха в двигатель ВАЗ 2110 при полностью закрытой дроссельной заслонке.

РХХ — это важная составляющая двигателя, играет заметную роль для стабильной и бесперебойной работы любого автомобиля ВАЗ.

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (сокращенно ДХХ) является исполнительным приспособлением, а попросту клапаном состоящим из электродвигателя, пружины, штока на котором установлена запорная игла (можно посмотреть на фото). Именно посредством которой дозируется объем воздуха. То есть, когда дроссель ВАЗ 2110, 2112 полностью закрыт, а контроллер определяет, что нужно повысить обороты холостого хода, то РХХ формирует команду на изменение положения иглы. Она перемещается, приоткрывая частично или полностью впускное отверстие, через которое воздух идет в обход дросселя, а затем смешивается с топливом. В результате двигатель не глохнет.

Признаки неисправности РХХ

К сожалению, на 2110 ВАЗ ДХХ не оборудован системой самодиагностики, поэтому световой сигнал «CHECK ENGINE» оповещать о неисправности не будет. Потеря работоспособности на ВАЗ 2110, 2112 определяется по следующим основным признакам:

  1. двигатель «глохнет», без видимых причин, на холостом ходу;
  2. «плавают» обороты холостого хода;
  3. когда выполняется запуск «холодного» двигателя ВАЗ 2110, 2112 напрочь отсутствуют повышенные обороты;
  4. мотор глохнет, именно, после выключения передачи при езде.

Симптомы полностью совпадают с отказом ДПДЗ ВАЗ 2110, но в случае с этим датчиком загорится индикатор «CHECK ENGINE».

Как снять РХХ

Если обнаружены признаки неисправности свойственные РХХ, то его нужно будет снять (сначала для проверки). На ВАЗ 2110 данный датчик, имеющий небольшие размеры (легко помещается на ладони) расположен в посадочном месте на корпусе дроссельного узла (можно посмотреть на фото).

В случае необходимости его демонтаж выполнить достаточно легко — он крепится только двумя винтами. В крайне редких случаях требуется снятие всего дроссельного узла ВАЗ 2110.

Выполняется демонтаж в следующей последовательности:

  • ВАЗ 2110 ставится на ручной тормоз;
  • Отсоединяется минусовая клемма АКБ;
  • Отсоединяется жгут проводов подведенных к РХХ;
  • Обязательно зачищается место соединения датчика с корпусом дросселя, чтобы предотвратить попадание грязи, ржавчины в отверстие;
  • Выкрутить винты крепления удерживающие датчик холостого хода ВАЗ 2110.

Как проверить датчик?

При наличии тестера проверку выполнить несложно:

  • Установить ВАЗ 2110 на ручной тормоз;
  • Отсоединить колодку РХХ для проверки;
  • Проверить напряжение цепи датчика ВАЗ 2110, 2112, при этом «минус» присоединить к двигателю, «плюс» на снятую колодку, а именно к выводам А : D (обозначены на колодке, можно посмотреть схемы);
  • Включается зажигание и проверяются показания выданные регулятором холостого хода, которые должны быть около 12 В. Значение окажется меньше — скорей всего разряжен аккумулятор. Когда напряжение отсутствует необходимо проверить полностью цепь, а затем электронный блок управления. Неисправностей нет, значит цепь исправна — проверяется РХХ, установленный на моторы ВАЗ 2112, другие модификации;
  • Клеммы тестера подключаются к колодке, схема такая — сначала к выводам А : В, следом к С : D. Сопротивление должно оказаться в пределах 53 Ом;
  • Далее проверяются пары A : C, B : D — в данном случае сопротивление на исправном изделии будет бесконечно большим.

Когда в результате указанных проверок датчика обнаружено несоответствие показаний, то его следует заменить. Также нерабочее состояние данных датчиков двигателя ВАЗ 2110, 2112, в открученном положении, можно проверить, присоединив к ним колодку, затем необходимо включить зажигание.

У рабочего изделия, при подключении питания, шток с иглой изменит положение. На сломанном датчике никаких изменений не произойдет. При обнаружении поломки регулятора холостого хода, конечно же, ее нужно устранить. Но в автосервис не стоит спешить — ремонт можно сделать самостоятельно, сэкономив деньги и время. А сначала, вообще, стоит почистить РХХ, часто после этого они возвращаются к «жизни».

Чистка РХХ

Любой нерабочий датчик холостого хода ВАЗ 2110 рекомендуется помыть, почистить, чтобы точно убедиться в его неисправности. Процесс очень простой, много времени не отнимет. Для выполнения работы необходим: очиститель карбюратора, WD-40. Выполняются следующие действия:

  • С датчика демонтируется колодка;
  • На обычную ватную палочку наносится любая из перечисленных чистящих жидкостей и тщательно проводится обработка контактов;
  • Открутить винты крепления датчика холостого хода;
  • Вынуть РХХ из посадочного места;
  • Выполнить осмотр датчика холостого хода. При обнаружении грязи черного цвета, масла, то кроме РХХ, необходимо выполнить чистку всего дроссельного узла. Если нет — брызнуть WD-40 или же очиститель на иглу с пружиной, тем самым выполняя очистку. Высушить датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112;
  • Перед установкой на место измерить расстояние между корпусом датчика холостого хода, его иглой, которое на исправном регуляторе равно 23 мм.

Когда РХХ ВАЗ десятого семейства не заработал в штатном режиме, то износились направляющие иглы, оборвался провод внутри корпуса. В данных случаях регулятор холостого хода подлежит обязательной замене.

На ВАЗ 2110 датчик холостого хода монтируется в порядке обратном демонтажу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Датчик холостого хода ваз 2112 признаки неисправности, как снять

Одной из неисправностей, которая возникает чаще всего, и мешает правильному пользованию автомашиной, считается нарушения в деятельности датчика холостого хода ВАЗ 2112 и его разновидностей. Этот механизм известен в среде владельцев автомашин по наименованию датчик, но более верное его наименование – регулятор (РХХ), это определяется тем, что всякий датчик в автомашине считается устройством, определяющим различные показатели. А рассматриваемый механизм применяется для управления и стабилизирования вращений холостого хода, применяя правило поставки кислорода в двигатель ВАЗ 2112, при наглухо прикрытой дроссельной заслонки

Особенности датчика холостого хода ваз 2112

Регулятор холостого хода — одна из главных составных частей мотора и имеет немаловажное значение в обеспечении ровной и без сбоев деятельности любого транспортного средства компании ВАЗ.

Читать еще:  Как обучить ключ лада приора

Устройство датчика холостого хода ваз 2112: 1 — клапан; 2 — корпус регулятора; 3 — обмотка статора; 4 — ходовой винт; 5 — штекерный вывод обмотки статора; б — шариковый подшипник; 7 — корпус обмотки статора; 8 — ротор; 9 — пружина.

В ВАЗ 2112 рассматриваемый агрегат является исполнительным прибором (клапан), составными частями которого являются: электродвигатель, пружина, шток, с установленной запорной иглой, дающей возможность дозировать воздушный поток. Это дает возможность судить о том, что при полном закрытии дроссельной заслонки, датчик холостого хода создает сигнал, который меняет расположение иглы. Последняя способна перемещаться, при этом, открывается впускной зазор полностью или частично, минуя его воздушный поток обходя дроссельный механизм и смешивается с горючим. Это не допускает возможности заглохнуть двигателю.

Признаки неисправности РХХ

На неполадки в деятельности датчика холостого хода ваз 2112 16 клапанов указывают такие характерные особенности, как:

  • Мотор перестает функционировать, казалось бы без веского повода, на холостом вращении.
  • Вращения холостого хода находятся в плавающем состоянии.
  • При попытках завести не прогретый мотор автомашины, совсем не наблюдается высоких оборотов.
  • Мотор перестает работать при переключении передачи в процессе езды.

Коды ошибок датчика холостого хода ваз 2112

  • Р0505 – код ошибки свидетельствует о неисправности в цепи управления;
  • P0506 – датчик заблокирован, низкие холостые обороты;
  • P1509 – перегрузка цепи управления РХХ;
  • P1513 – замыкание на землю цепи управления датчиком;
  • P1514 – обрыв или замыкание на +12В цепи управления РХХ.

Как снять датчик холостого хода ваз 2112?

Если на лицо все признаки неполадок, которые характерны для ДХХ, то устройство желательно снять, чтобы сначала сделать диагностику. ВАЗ 2112 располагает ДХХ, который имеет миниатюрный внешний облик. Механизм располагается в области посадки на конструкции дроссельной системы. Если возникает на то нужда, снять механизм не тяжело.

Снятие происходит так:

  • Автомашина ставится на ручник.
  • Отключается отрицательная клемма АКБ.
  • Отсоединяется группа контактов, присоединенных к датчику холостого хода.
  • Обязательно надо зачищать область, где соединяется датчик и корпус дросселя, для недопущения попадания посторонних частиц в зазор.
  • Открутить винты, фиксирующие ДХХ ВАЗ 2112.

Диагностика датчика холостого хода ваз 2112

Если есть тестер продиагностировать механизм на исправность довольно просто, это включает следующие действия:

  • Поставить автомашину на ручник.
  • Отсоединить колодку устройства для диагностики.
  • Проконтролировать напряжение датчика, минусовую клемму присоединить к мотору, а плюсовую на отсоединенную колодку, а именно к разъемам А, D.
  • Запускается мотор и контролируются сведения, определяемые датчиками холостого хода, хорошо, если они составляют 12 В. Если полученные показатели ниже этой цифры, следует проверить аккумулятор и если есть на это нужда зарядить его. Когда напряжения нет вообще, неплохо полностью проконтролировать работоспособность всех звеньев и электронного блока управления. Если поломок нет, значит звенья цепи верно функционируют, это проверяется датчиком холостого хода, располагающимся на двигателе ВАЗ 2112.
  • Проводки тестера подсоединяются к колодке таким образом: для начала к выводу А, затем В,С, D. Сопротивляемость должна быть 53 Ом.
  • Теперь пришла очередь проверки пар А и С, В и D, здесь при исправности механизма сопротивление будет наиболее высоким.
  • Если вследствие проведенных проверок найдены какие-либо нарушения, то из следует поменять. Так же нарушения датчиков можно определить при помощи подключения к ним колодки, затем следует запустить двигатель.
  • Если механизм находится в рабочем состоянии, то при подключении подпитки, шток с иглой сменят расположение. Неисправный датчик характеризуется тем, что на нем никаких перемен не происходит. Когда обнаруживаются неполадки в данном анрегате, то нужно предпринять меры по их устранению. При этом отремонтировать механизм возможно самостоятельно, не обращаясь в центр обслуживания. Для начала стоит просто почистить механизм, это иногда позволяет вернуть его в строй.

Чистка датчика холостого хода

Опытные автомобилисты советуют любой не функционирующий ДХХ для начала промыть и прочистить, чтобы определить, что неисправность действительно есть. Процесс не занимает долгое время. Чтобы очистить датчик стоит применить очиститель для карбюратора WD-40.

Набор выполняемых действий такой:

  • Датчик освобождается от колодки.
  • Ватной палочкой, обмакнутой в очиститель для карбюратора, обрабатываются контакты.
  • Отвинтить фиксаторы датчика холостого хода и вынуть его.
  • Произвести визуальный осмотр датчик холостого хода. При обнаружении частичек грязи, стоит почистить весь дроссельный механизм. Иначе, используя очиститель, сбрызнув им иглу, прочищают сам датчик. Теперь просушить механизм.
  • Перед монтажом датчика на старое место, рекомендуется определить размер дистанции между конструкцией датчика и иглой, которое если первый верно работает, то размер составляет 0,23 см.

Неисправности регулятора холостого хода и его проверка

В автомобилях, оборудованных инжектором, за холостые обороты двигателя и холодный пуск отвечает отдельный исполнительный механизм (РХХ), управляемый контроллером. Хотя его конструкция проста и надежна, в течение эксплуатации авто элемент может работать некорректно либо, как всякая другая деталь, отказывает по причине естественного износа. Как выявить симптомы неисправности и проверить регулятор холостого хода в гаражных условиях, подробно рассказывается в данной публикации.

Как работает регулятор?

В обиходе РХХ зачастую называют датчиком, хотя в действительности он таковым не является. Элемент представляет собой шаговый двигатель, заключенный внутри неразборного корпуса. Наружу выступает только подпружиненный шток с конусовидным наконечником. По команде ЭБУ двигатель выдвигает либо втягивает шток на определенное расстояние.

Датчик холостого хода находится в блоке дроссельной заслонки, рабочий конус выдвинут в обводной канал малого сечения. Поскольку запуск мотора и работа на холостых оборотах производится без нажатия педали акселератора, упомянутый канал обеспечивает подачу воздуха в цилиндры при закрытом дросселе. Задача РХХ – регулировать величину воздушного потока, перекрывая конусом часть проходного сечения.

Для лучшего понимания вопроса стоит представить принцип работы датчика холостого хода в виде алгоритма:

  1. После включения водителем зажигания контроллер приводит в действие двигатель регулятора, заставляя открыть воздушный канал холостого хода. Величину открытия ЭБУ вычисляет по датчику температуры – если двигатель холодный, шток отодвинется сильнее.
  2. В момент запуска форсунки подают обогащенную смесь в цилиндры. Затем количество топлива уменьшается, чтобы мотор не «задохнулся» и не заглох. Число оборотов отслеживается блоком управления с помощью датчика положения коленчатого вала.
  3. Объем поступающего через РХХ воздуха учитывается датчиком ДМРВ, стоящим на входном патрубке, при этом поддерживаются повышенные обороты коленвала (1200–1500 об/мин).
  4. По температурному датчику блок управления «видит», что двигатель прогревается и постепенно уменьшает холостые обороты, отдавая команду РХХ прикрыть сечение обводного канала. Когда температура достигает приемлемой величины (60 °С и более), регулятор поддерживает обороты на уровне 850 об/мин.
Читать еще:  Как отрегулировать клапана на ниве

Примечание. Если производится запуск прогретого мотора, контроллер сразу устанавливает шток РХХ в рабочее положение, соответствующее нормальным холостым оборотам.

Симптомы и причины неисправности РХХ

Признаки неисправности датчика холостого хода проявляются следующим образом:

  • при холодном пуске число оборотов коленчатого вала не увеличивается, отчего двигатель работает нестабильно и стремится заглохнуть;
  • отмечается падение количества оборотов ХХ после существенного увеличения нагрузки на генератор – включения фар, электрических отопителей и так далее;
  • мотор периодически глохнет в момент выключения какой-либо передачи механической КПП (симптом проявляется в процессе движения);
  • обороты «плавают» — самопроизвольно повышаются и снижаются.

Важный момент! Существует ошибочное мнение, что поломка регулятора обязательно сопровождается включением индикатора Check Engine на приборной панели. Поскольку элемент является исполнительным механизмом, опция светового предупреждения предусмотрена далеко не во всех автомобилях.

Если на машине отмечаются признаки неисправности РХХ в виде плавающих оборотов мотора на холостом ходу, может понадобиться расширенная диагностика. Самопроизвольное изменение частоты вращения коленчатого вала происходит по многим причинам – выход из строя какого-либо датчика, подсос воздуха, неисправности газораспределения и так далее. Поиск неполадок лучше начать именно с проверки регулятора.

Отказ РХХ происходит по трем основным причинам:

  1. Обрыв или плохой контакт в цепи питания. Проще говоря, проблемы с проводкой.
  2. Поломка шагового двигателя из-за естественного износа. В данном случае поможет только замена датчика холостого хода.
  3. Загрязнение штока и конуса масляным налетом.

Существует и четвертая причина – неполадки электронного блока управления. Проблема встречается довольно редко и сопровождается дополнительными признаками – повышение расхода бензина, нестабильная работа на всех режимах, затрудненный пуск и тому подобное.

Масляный нагар попадает на шток благодаря вторичным газам, направляемым системой вентиляции картера на повторное дожигание. Чем изношеннее двигатель, тем больше отложений нарастает на рабочем конусе. В результате перемещение штока затрудняется, в запущенных случаях механизм попросту заклинивает.

Способы диагностики датчика

Простейший способ проверить датчик холостого хода на работоспособность – завести мотор и снять с колодки разъем подключения питания. Когда элемент исправен, обороты резко упадут и двигатель остановится – при отключенном электропитании пружина вытолкнет конус вперед и сечение обводного канала полностью закроется. Если работа мотора осталась прежней или изменилась незначительно, переходите к другим способам проверки.

Следующий этап диагностики – измерение напряжения питания, выполняемый в таком порядке:

  1. Отсоедините разъем РХХ и включите зажигание.
  2. С помощью вольтметра измерьте напряжение на соответствующих контактах снятого разъема (в автомобилях ВАЗ это клеммы с обозначениями A и D).
  3. Если напряжение отсутствует либо не достигает 12 вольт, нужно искать проблему в электропроводке. В противном случае переходите к диагностике самого регулятора.

В автомобилях ВАЗ можно проверить работоспособность шагового электромотора без снятия с машины. С помощью мультиметра замерьте сопротивление между следующими парами контактов: A – B, C – D (оно должно составлять 53 Ом). Затем измерьте другие пары – A – C, B – D, на исправном регуляторе прибор покажет бесконечность.

Дальнейшая проверка датчика холостого хода производится так:

  1. Отключите колодку электропитания, открутите винты крепления и вытащите элемент из блока дроссельной заслонки.
  2. Чтобы исключить загрязнение штока, почистите конус и пружину щеткой с мягким ворсом, используя керосин, солярку, а лучше – жидкость для промывки карбюраторов. Не применяйте ацетон и растворители типа 646 – они разрушают пластик.
  3. Продуйте очищенную деталь и подключите разъем.
  4. Приложив палец к штоку, попросите помощника включить зажигание. Конус работоспособного регулятора должен ощутимо сдвинуться. Если ничего не произошло, смело меняйте датчик.

Совет. При обнаружении сильного масляного нагара на рабочей части РХХ крайне желательно выполнить процедуру очистки дросселя и обводного канала – там наверняка наблюдается аналогичная картина.

Для установки нового регулятора обязательно снимите «минусовую» клемму аккумуляторной батареи. После сборки и подключения производится калибровка РХХ контроллером – нужно включить зажигание и обождать 15 секунд. Если аккумулятор не отключать, ЭБУ пропустит этап калибровки, отчего двигатель может работать нестабильно.

Описание регулятора холостого хода автомобилей ВАЗ

Вступление

В инжекторной системе двигателей устанавливается огромное количество различных датчиков отвечающих за конкретную функцию ДВС. Большое наличии датчиков позволило улучшить работу двигателя, сделать ее более ровной и стабильной. Инжектор позволил тратить меньше топлива при той же скорости.

В автомобилях Лада инжекторная система появилась в конце 90-х и начале 00-ых. Каждый датчик связан между собой через электронный блок управления и выход из строя одного датчика способен наделать много проблем в работе ДВС, попросту сбив весь механизм.

В данной статье речь пойдет о регуляторе холостого хода на автомобилях Лада, таких как 2110, 2112, 2114, 2115 и 2170. Данный датчик является одинаковым для всех автомобилей Лада.

Описание регулятора

Регулятор холостого хода является одним из важнейших датчиков в инжекторной системе автомобиля. Именно он корректирует стабильные обороты холостого хода. Регулятор участвует в работе двигателя только на холостом ходу.

РХХ представляет собой электрический моторчик постоянного тока цилиндрической формы с червячной передачей. На червячном валу устанавливается запирающий клапан, который при формировании топливовоздушной смеси перекрывает поступление воздуха в дроссельную заслонки.

Работа РХХ является только механической посредствам перекрытия канала поступаемого воздуха в дроссельной заслонке. То есть при появлении необходимости в повышенных оборотах на ХХ, регулятор перекрывает воздушный канал, тем самым формируя топливную смесь с большим количеством топлива, вследствие этого обороты ДВС становятся более высокими.

Устройство РХХ

Как было сказано выше, РХХ является электрическим моторчиком постоянного тока с червячной передачей. Ниже на картинке показан РХХ в разрезе с описанием всех его элементов находящихся внутри.

  1. Подвижная головка (клапан);
  2. Прижимная плоскость;
  3. Обмотка статора;
  4. Червячный вал;
  5. Разъем;
  6. Подшипник;
  7. Корпус;
  8. Ротор;

Где находится

Местонахождение РХХ на дроссельном узле, крепиться он с обратной стороны ДУ двумя винтами под крестообразную отвертку. Ниже на картинке указано местонахождение РХХ на автомобилях Лада.

Кстати РХХ на автомобилях с системой Е-ГАЗ – НЕТ, там процесс регулирования оборотов на ХХ осуществляется положением дроссельной заслонки.

Читать еще:  Как поменять колодки на ваз 2114

Признаки неисправности РХХ

Так как РХХ является исключительно механическим датчиком, то сведения о его неисправности не будет отображаться на приборной панели в виде индикатора «CheckEngine»

Диагностировать неисправность регулятор можно по косвенным признакам:

  • Остановка двигателя на ХХ;
  • Плавают обороты ХХ (самопроизвольно поднимаются и падают);
  • На холодном пуске обороты ДВС не поднимаются;
  • Двигатель глохнет в момент переключения передач или движении на нейтральной передаче;

Проверка РХХ

Проверка регулятора осуществляется в два этапа – визуальный и с помощью мультиметра. Подробнее разберем каждый из этапов.

Визуальный

Необходимо смотреть визуальное состояние датчика на наличие повреждений, целостность корпуса, отсутствие щелей между разъемом и металлической частью.

Так же проверяется состояние заклепок. Их отсутствие свидетельствует о наличии неучтенного подсоса воздуха.

Проверить состояние уплотнительного кольца, оно должно быть без зазубрин, повреждений и плотно прилегать к РХХ, в противном случае кольцо необходимо заменить.

Проверить червячный механизм на загрязнения, на нем не должно быть следов нагара, пружинка должна быть целая.

При загрязнении в червячном механизме необходимо промыть РХХ очистителем карбюратора.

Мультиметром

Проверка мультиметром осуществляется замером сопротивления между контактами. Это позволит определить целостность обмотки моторчика и установить его пригодность к дальнейшей эксплуатации.

Для проверки необходимо на мультиметре выставить переключатель в режим измерения сопротивления на 200 Ом.

Подключаем щупы к центральным выводам РХХ. Сопротивление на экране мультиметра должно быть 50 Ом. Если мультиметр показывает 1, то вероятнее всего РХХ неисправен вследствие обрыва внутренней обмотки.

Стоимость

В таблице приведены РХХ, которые по отзывам владельцев автомобилей Лада, являются самыми надежными и доступными.

Изготовитель Артикул Цена, (рублей)
LADA 2112114830002 990
АвтоВАЗ 21120114830004 600
Стандарт 21120-1148300-81 680
Пегас 2112-1148300-03 805
ERA FJ480 370

Замена

Замена осуществляется быстро и без особого труда, достаточно лишь следовать указанной ниже инструкции.

  • Снимаем минусовую клейму с АКБ, так как работы проводятся с электрооборудованием автомобиля

Диагностика датчика холостого хода

Регулятор холостого хода предназначен для обеспечения стабильной работы двигателя в режиме холостых оборотов. Управляет работой РХХ ЭБУ, который в зависимости от режимных нагрузок подает питание на биполярный шаговый двигатель регулятора. Рассмотрим, как проверить датчик холостого хода и как понять, что причина плавающих оборотов именно в неисправности регулятора.

Признаки поломки

  • Нестабильный холостой ход (плавающие обороты).
  • Самопроизвольное поднятие либо падение холостых оборотов двигателя.
  • Автомобиль глохнет при сбросе газа.
  • После запуска холодного двигателя отсутствуют прогревочные обороты. В независимости от положения дроссельной заслонки, для уменьшения времени прогрева катализатора ЭБУ на 200-300 об./мин. поднимает холостые обороты. Если РХХ неисправен, шаговый двигатель не сможет адекватно сместить положение штока с конусной иглой, увеличив тем самым проходное сечение байпасного канала дроссельного узла.
  • При включении мощных потребителей тока обороты падают либо начинают плавать. Включение компрессора кондиционера, вентилятора системы охлаждения либо комбинации электроприборов, нагружающих генератор, повышает нагрузку на двигатель, что приводит к падению количества оборотов. Поэтому в режиме холостого хода ЭБУ с помощью регулятора увеличивает проходное сечение байпасного канала, выравнивая тем самым обороты.

Неисправности

  • Загрязнение механических элементов, препятствующее нормальному движению штока. Проникающие через воздушный фильтр пылинки смешиваются с парами масла, выхлопными газами из системы вентиляции картерных газов, что со временем приводит к загрязнению элементов дроссельной заслонки. Нагар не только засоряет байпасный канал, уменьшая его сечение, но и попадает внутрь датчика холостого хода. В таком случае шток начинает двигаться с подклиниванием, что приводит к нестабильной работе двигателя.
  • Износ привода червячно-анкерного механизма. Для превращения вращательного движения ротора электродвигателя в поступательное перемещение конусного штока используется червячно-анкерная передача. Износ резьбы червячного механизма сделает невозможным нормальное перемещение штока датчика холостого хода.
  • Неисправность цепи управления. Речь идет об обрывах в электропроводке, коротком замыкании вследствие перетирания изоляции, образовании на клеммах колодок проводов окислов.
  • Поломка электродвигателя. Сам по себе шаговый электродвигатель – крайне надежный механизм, но вследствие неполадок в цепи питания возможно перегорание обмотки. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то проверить обмотку на обрыв можно с помощью универсального измерителя.
  • Разрушение уплотнительного кольца, вследствие чего происходит подсос неучтенного ДМРВ воздуха.

Компьютерная диагностика

Несмотря на то что в простонародье РХХ принято называть датчиком, устройство является исключительно исполнительным механизмом, не имеющим обратной связи с ЭБУ. Иными словами, блок управления двигателем подачей напряжения на шаговый двигатель устанавливает желаемый вылет штока. Но ЭБУ не может объективно проверить фактическое положение штока, поэтому несоответствие желаемых и фактических значений нигде не фиксируется. Это значит, что в случае неисправности датчика на приборной панели не загорается Check Engine.

Система самодиагностика может регистрировать лишь немногие неисправности цепи управления РХХ. Варианты ошибок, которые перед проверкой датчика холостого хода можно определить диагностическим прибором через разъем OBD II:

  • Р0505 – код ошибки свидетельствует о неисправности в цепи управления;
  • P0506 – датчик заблокирован, низкие холостые обороты;
  • P1509 – перегрузка цепи управления РХХ;
  • P1513 – замыкание на землю цепи управления датчиком;
  • P1514 – обрыв или замыкание на +12В цепи управления РХХ.

Проверка РХХ мультиметром

Как проверить датчик холостого хода мультиметром:

  • в режиме измерения постоянного тока измерьте напряжение на разъеме регулятора (зажигание должно быть включено). Отсутствие питание будет свидетельствовать об обрыве в цепи управления;
  • проверьте сопротивление обмоток статора в режиме измерения сопротивления (диапазон – до 200 Ом). ШД имеет две обмотки, поэтому нужно следить за правильностью подключения клемм тестера. В технической документации к датчику, установленном на вашем автомобиле, вы можете найти номинальное сопротивление обмоток. К примеру, для РХХ 2112-1148300-02 нормальное сопротивление – 51±2 Ом, а для РХХ 2112-1148300-01 – 53±5 Ом (оба устройства устанавливаются на многие модели ВАЗ). Если показания мультиметра говорят о приближающемся к бесконечности сопротивлении, значит, в цепи обмотки присутствует обрыв.

Схема подключения РХХ ВАЗ 2110

Полноценно проверить РХХ можно лишь с помощью специального диагностического оборудования. Но в большинстве случаев проверка мультиметром, визуальный осмотр и дефектовка после разборки позволяют довольно точно диагностировать наличие неисправности.

Помните, что после замены, промывки РХХ необходимо провести программную адаптацию датчика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector