Мышление как высший психический процесс
Antigraviynaya.ru

Ремонт автомобилей

Мышление как высший психический процесс

Мышление как психический познавательный процесс

В различных учебниках студентам предлагается примерно одинаковое определение мышления.

Мышление – это обобщённое и опосредованное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях.

Мышление —это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира [3, с. 125].

Мышление даёт человеку возможность понять закономерности мира, причинно-следственные связи в природе и общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мышления, а также областью его применения является практика.

Схема «Характеристика мышления» по Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан, Ж.К. Дандарова, В.А. Аверин – М.: АСТ, 2015. – 656 с.

Физиологическая основа мышления – рефлекторная деятельность мозга. Мышление тесно связано с речью. В своём становлении мышление человека прошло две стадии.

Стадии мышления:

а) Допонятийное мышление (до 5 лет);

б) Понятийное мышление (формируется постепенно, считается сформированным к 17 годам).

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, кот. выражена словом или группой слов.

Виды понятий:

1. По степени отвлечённости: конкретные и абстрактные;

2. По объёму: единичные и общие.

Как структурная единица мысли суждение строится на совокупности понятий.Суждение– это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками.

Суждения образуются 2 способами:

а) Непосредственно (путём наблюдения);

б) Опосредованно (путём умозаключений).

Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод.

Методы:

Индукция – это логический вывод, отражающий направленность от частного к общему;

Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному;

Аналогия – это логический вывод, отражающий направленность от частного к частному.

Мыслительные операции:

ж) Систематизация (или классификация).

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных признаков и свойств.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несуществующих признаков и выделение только существенных особенностей группы предметов и явлений.

Конкретизация – это мысленный переход от общего понятия к частным, т.е. процесс прямо противоположный абстракции.

Обобщение – основанное на анализе выделение для сравниваемых предметов чего-то общего. Общее можно понимать как сходные признаки и как существенные признаки предмета или явления [3, с. 131].

Типы и виды мышления:

По степени развёрнутости решаемых задач:

По характеру решаемых задач:

а) Теоретическое (концептуальное);

По характеру решаемых задач:

По содержанию решаемых задач:

Исходя из развития мышления в процессе онтогенеза, можно выделить следующие виды мышления:

Предметно-действенное – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Этот вид мышления свойственен детям раннего возраста. Для них мыслить означает действовать, манипулировать с предметами [3, с. 129].

Наглядно-образное – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников или детей младшего школьного возраста.

Абстрактное (отвлечённое, словесно-логическое, теоретическое) мышление – это мышление понятиями.

Словесно-логическое делят на: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное.

Мышление носит характер потребностно-мотивированный и целенаправленный. Все операции мышления вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, её целями и задачами [3, с. 130].

Интересна проблема творческого мышления. Психологами было затрачено немало усилий чтобы понять как человек решает новые, творческие задачи. Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие творчеству.

Особенности творческого мышления:

а) Оригинальность и необычность идей;

б) Способность проявления семантической гибкости;

в) Образная адаптивная гибкость;

г) Семантическая спонтанная гибкость.

Одним из первых попытку изучить творческое мышление предпринял Дж. Гилфорд [1, с. 322].

Как и другие психические процессы, мыслительная деятельность людей характеризуется значительными индивидуальными различиями. Индивидуальные особенности мышления человека – это, прежде всего, результат развития его в процессе жизни, познания действительности, в частности в процессе обучения. Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления.

Качественные характеристики мышления:

1. Глубина мышления;

2. Самостоятельность мышления;

3. Гибкость мышления;

5. Торопливость ума;

6. Критичность ума.

C понятием «мышление» тесно связано понятие «интеллект». Сегодня существует два основных толкования интеллекта: широкое и узкое [1, с. 309]. Существует несколько теорий интеллекта. Их можно разделить на три условных группы.

Интеллект:

1. Биологическая трактовка (способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации);

2. Педагогическая трактовка (способность к обучению и обучаемость);

3. Структурный подход («способность адаптации средства к цели» – А. Бине).

В широком смысле: интеллект– это глобальная, интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности к адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщённую характеристику умственных способностей человека.

Таким образом, под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека [1, с. 311].

Формировалась научная концепция интеллекта начиная с исследователя А. Бине (1857 – 1911 гг.), который говорил о умственном развитии индивида. В 1937 г. Д. Векслер создал шкалу измерения интеллекта дл взрослых. В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на классификацию, обобщение, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания состоят из рисунков, геометрических фигур. Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий [9, с. 146].

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Уже в нач. ХХ ст. английский психолог Ч.Э. Спирмен (1863 – 1945 гг.) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта. Он выделял общий фактор (G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру виде кубической модели (внешне напоминающей кубик Рубика). Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии, которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способностях трансформировать проблемную ситуацию в проблему, а затем в систему поисковых задач [9, с. 147].

Основными качествами человеческого интеллекта являются:

Пытливость ума – стремление разносторонне познать то или иное явление в сущностных отношениях. Это качество ума лежит в основе всей познавательной деятельности.

Глубина ума – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь ввиду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям.

Логичность мышления – характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существующих сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

Доказательственность мышления– характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов [9, с. 148].

Критичность мышления – предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления – заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы.

Ригидность мышления – негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам [9, с. 149].

В интеллекте человека мышление выполняет системообразующую функцию, объединяя все познавательные и эмоционально-волевые процессы в единый регулятивно-адаптивный механизм.

Мышление как высший психический познавательный процесс. Операции, виды, формы.

Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека. Это высший познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи, получение нового знания. Мышление необходимо рассматривать как процесс, а мысль как результат этого процесса. На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Отличие мышления от других психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой – то задачи.

Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.

Мыслительные операции:

– анализ – выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи. Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

– синтез – объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними. Синтез Объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

Читать еще:  Реле бензонасоса ваз 2114 где находится

– сравнение – Вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т. д.)

– обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок

– конкретизация – операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид — с кунжутом и клубничной начинкой.

– Абстрагирование Выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Основным механизмом мышления является анализ через синтез: выделение новых свойств объекта (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами.

Вида мышления:

– Первый способ мышления ребенка — наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

– наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

– В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы — чаще зрительные (у музыкантов — слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

– Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств.

По характеру решаемых задач выделяют:

1.теоретическое. Пользуясь таким мышлением человек обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме. Мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил

2.Практическое Мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности.

Формы мышления:

Основными формами мышления являются понятия , суждения и умозаключения.

Понятие — мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. (что это такое?). Наши знания – система понятий

Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление — это всегда образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие — только существенные. (Образ автомобиля у разных людей может отличаться — кто представит себе КамАЗ, кто «Жигули», а для кого-то автомобиль — это как минимум Мерседес».) А понятие «автомобиль» более однозначно.

Суждение — есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. В суждении выражается результат движения мышления от частного к общему, от явления к сущности. Так, суждение «Предприниматель — это активный, предприимчивый человек, желающий улучшить свое благосостояние путем экономической деятельности» отражает связь между психологическими свойствами предпринимателя и способом его действий.

Умозаключение – вывод нового суждения из других суждений, это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение подразделяют на:

+Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

+Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих фактов к единичному выводу.

+Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Воображение, его виды.

Воображение – это психический процесс, выражающийся в умении строить новые образы. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего –то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало.

Воображение вносит свой вклад во все сферы психической деятельности: познавательную, эмоциональную, волевую. Оно расширяет возможности мышления, часто опирающегося при решении задач на воображаемые образы. Яркие образы воображения порождают разнообразные чувства и переживания. Воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере, преобразуя действительность, отклоняется от нее, при этом учитывает ее существенные стороны.

Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, необходимо ее сначала преобразовать мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение может быть только у человека, который реально преобразует действительность, только у человека развивается подлинное воображение.

Виды:

По степени активности и осознанности создания новых образцов выделяют: непроизвольное (пассивное), произвольное ( активное) воображение.

Непроизвольное возникает под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. (грезы, галюки, сон)

Галлюцинации – фантастические видения, не имеющие связи с окружающей человека действительностью. Результат псих. Или физич. Заболеваний

Грезы – псих состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желание.

Произвольное характеризуется осознанием не только целей, но и мотивов деятельности. Разделяется по степени уникальности на воссоздающее и творческое.

Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек создает образы новые для него, но объективно они уже существуют (рассматривая карту, создаем образ)

Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов, которое реализуется в оригинальных продуктах деятельности.

Выделяют особую форму воображения – мечта. Мечта от грез отличается тем, что она более реалистична и в большей мере связана с действительностью, то есть может быть осуществима. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Из стимула к действию мечта также может переродиться в пустую мечтательность или фантазию.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Мышление как высший психический процесс

ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»

16. Мышление как высший познавательный психический процесс.

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. М. – это движение идей, раскрывающие суть вещей, его итогом является мысль, идея .. Специфичным результатом мышления может выступать понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и сущест -х особенностях. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.
Функции мышления расширение границ познания путем выхода за пределы чувствительного восприятия.
Задача мышления раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений
Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды человеческого общества.
Виды мышления:
Теоретическое-понятийное мышление это такое М., пользуясь которым ч-к в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дело с опытом получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями полученными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретически-понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретически образное М. отличается от понятийного тем, что материалом который здесь использует человек для решения задачи являются образы. Они непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба вида относятся к теоретическому мышлению.
Наглядно-образное мышление мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим ч-ком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-обр. ч-к привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого мышления извлекаются из долговр.п . и затем преобраз-ся ). Данная форма М. полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.
Наглядно-действенное мышление сам процесс мышления представляет собой практичес -ю преобраз -ю деятельность, осуществляющую ч-ком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае яв-ся правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид М. широко представлен у людей занятых реальным производств-м трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Операции М.
Абстракция-это выделение какой-либо стороны, св-ва отвлечения от остальных. Рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот.
Обобщение – (генерализация) отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщ -е может совершиться путем сравнения при кот-м выделяются общие качества. Так совершается обобщ -е в элемент0х формах М. В высших формах обобщ -е соверш-ся через раскрытие отнош -й, связей, закономерн -й.
Абстр . и обобщ . яв-ся 2мя взаимосв -ми сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Конкретизация – операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явл -й определенному классу.
Сравнение М. сопоставляет вещи, явл -я и их св-ва , выявляя сходство и различия, что приводит к классиф -и.
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Анализ и синтез в М. взаимосвязаны Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа т.к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У некоторых людей склонность к синтезу, у др. к анализу.
Синтез – восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Основные формы логического мышления
Понятие – форма М. отражающая существ-е св-ва , связи и отношения предметов и явл -й, выраж -я словом или группой слов. Пон -я бывают общими, единичными, конкр -ми, абстрактн .. В пон -и раскрывается сущ -е стороны явл -я и взаимосвязи.
Суждения – форма М. отраж -я связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо.Рассуждение это работа мысли над суждением.

Читать еще:  Как снять панель приборов на ваз 2107

Умозаключения – форма мышления при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключение индуктивные, дедуктивные, по аналогии. индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений., аналогия логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).дедукция логический вывод в процессе М. от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знаний общих правил и законов.

  • НА ГЛАВНУЮ
  • Здоровье — жизнь, спорт и красота.
  • ВВС РОССИИ, БУМАЖНЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЁТОВ, АВИАНОВОСТИ

Мышление как психический процесс

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление представляет собой высшую форму отражения мира, обобщенное познание действительности, в котором важное значение имеет слово, речь.

Познавательный процесс, начавшись с простого ощущения, продолжается далее в форме восприятия. Восприняв и сохранив воспринятое, сознательно оживив бывшие впечатления в виде представлений, человек далее совершает удивительное действие – мышление. Самое большое чудо – это способность мозга, беря за основу общие свойства предметов и явлений, вскрывая между ними связи и отношения, проводить обобщения.

Первая особенность мышления – его опосредованный характер.

Дело в том, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Опосредованный характер познания дает человеку огромные преимущества в том, что позволяет ему получать достоверные знания о том, что не может быть им воспринято.

Вторая особенность мышления – его обобщенность.

Именно через обобщение человек познает внутреннюю сущность явлений и взаимоотношений между ними. Обобщенное познание действительности с помощью мышления дает возможность человеку использовать установленные на основе предшествующей практики развития человеческие знания общих закономерностей и связей предметов и явлений окружающего мира. Мышление дает нам возможность предвидеть на основании этих знаний ход событий и результаты собственных действий.

Ощущение и восприятие едины с мышлением.

В настоящее время отечественными и зарубежными учеными установлено, что для поддержания оптимального тонуса коры и подкорковых образований головного мозга необходима постоянная импульсация, идущая от различных анализаторов, причем особое значение имеет поток импульсов, поступающих в мозг через различные органы чувств.

Следует отметить, что одновременное выключение зрения и слуха, возникающее в результате патологического процесса, оказывает существенное влияние на весь процесс жизнедеятельности организма, развитие психики, сознания и личности человека. Люди, рожденные слепоглухонемыми, без специальной системы воспитания лишены возможности психического развития, какой-либо деятельности, так как в силу болезненного состояния не могут вступать в активное общение с людьми, познавать и перенимать их опыт.

С физиологической стороны, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления.

«Мышление, – писал И. П. Павлов, – . ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация – это есть момент рождения мысли».

Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.

Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры.
Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова.

Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями.

Вторая сигнальная система – специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.

Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей – слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы.

Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.

Процесс мышления имеет в своей основе пути анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстракции и конкретизации, с последующим переходом к образованию понятий.

  • Анализ – процесс мысленного расчленения целого (предмета или явления) на составные части, выделение отдельных частей, признаков, свойств.
  • Синтез – мысленное соединение составных частей в единое целое.

Скажем, медицинский работник на основании зрительного восприятия внешнего облика больного, пальпации, чтения биохимических и других анализов и т.п., ставит тот или иной диагноз. Это результат анализа и синтеза, обобщающий опыт медицины и медицинского работника, его теоретические знания, запечатленные как в речи, так и в образных представлениях.

Хотя анализ и синтез – противоположные друг другу операции, они в то же время неразрывно связаны между собой, так как на отдельных этапах мыслительного процесса на первый план выступает либо анализ, либо синтез. В основе диагностики также лежат анализ и синтез, когда необходимо сопоставить разнородные симптомы болезни, а нередко и нескольких болезней.

Сравнение – установление сходства или различия между объектами мышления.

В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений. Это одна из существенных сторон мышления.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений друг с другом на основе выделения общего и главного.

Это может быть характерным и главным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Например, все соматические заболевания разделяют на две группы: терапевтические и хирургические. В терапевтических выделяют сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, мочеполовые. В хирургических выделяют: грудную хирургию, легочную хирургию и др. В терапевтическом отделении могут быть больные с сосудистой патологией, пороками сердца, онкологическими заболеваниями, патологией сердца, почек и др. Если взять обобщенно онкологию, то она может быть подразделена на болезни, подлежащие консервативному, оперативному лечению, т. е. можно и обобщить по различным признакам с учетом возраста, пола, давности заболевания, профессии и др.

Абстракция – отвлечение от отдельных конкретно-чувственно-образных свойств объекта.
Абстракция связана с обобщением. При этом исключается все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Примером абстракции является научное определение болезни (раковой, эндогенной и т. д.).

Конкретизация – показ, раскрытие явления на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.

Основным элементом мышления является понятие.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

Читать еще:  Как снять прикипевшую ступицу

Процесс рождения понятий – это сложный процесс обобщения данных опыта, итогов всестороннего изучения предметов, явлений. Понятия формируются на основе восприятий и представлений. Разница между представлением и понятием состоит в том, что если представление отражает определенный предмет, то понятие – лишь общие и главные свойства однородной группы предметов. Система понятий – продукт общественно-исторического развития. Каждый человек приобретает понятия в процессе общения с другими людьми, но овладевает ими в меру своего умственного развития, знаний, опыта. Значение понятий для процесса мышления очень важно. Они являются тем инструментом, которым оперирует мышление. В результате мыслительной работы рождаются суждения, образуются умозаключения.

Суждение – это утверждение или отрицание чего-нибудь.

Например, «некоторые болезни неизлечимы» и «некоторые болезни излечимы». Говоря «нет» или «да», человек наряду с констатацией какого-то положения, явления устанавливает свое отношение к объекту суждения. Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс, ибо мыслить это прежде всего судить.

Умозаключение – это вид суждения, логическое следствие сопоставления суждений, полученных в ходе предварительного мыслительного процесса.

Умозаключение рождается вследствие сравнения двух или нескольких суждений. Весь процесс мышления по существу представляет собой цепь непрерывно следующих одно за другим суждений и умозаключений. Если в своем умозаключении человек идет от отдельных частных суждений к общему, то такое умозаключение носит название индуктивного. Например, различные факторы тепла, сильные положительные эмоции, введение сульфата магния вызывают покраснение кожи лица. Покраснение кожи связано с расширением кровеносных сосудов вследствие воздействия различных частных факторов.

Индуктивному умозаключению противопоставляется дедуктивное.

Дедукцией называется умозаключение, в котором на основании общих положений делаются выводы о данном конкретном случае.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ или действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное (практическое), конкретно-образное и абстрактное.

Конкретно (наглядно) действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Особенности этого вида мышления: ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Конкретно (наглядно) образное, или художественное мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. Этот вид мышления чаще всего встречается у деятелей литературы и искусства. Процесс обобщения не ведет к исчезновению конкретно-чувственных образов предметов и явлений действительности. Предметы, явления сохраняют индивидуально-неповторимое своеобразие. В художественном мышлении образ воплощает глубокое обобщение, мысль, идею.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

В мышлении ту или иную роль может играть интуиция. Например, опытный врач в ряде случаев приходит к правильному заключению о диагнозе как будто внезапно, путем «озарения». Однако существуют взгляды на интуицию как на особую мистическую способность и форму познания, оторванную от практики, несовместимую с логикой. Часто понятие интуиции рассматривается вместе с понятием инстинкта.

С некоторых пор во многих странах, не исключая Россию, развиваются идеи так называемой парапсихологии, т. е. внечувственного познания, передачи мыслей от человека человеку без участия органов чувств. Пока трудно сказать, насколько эти теории оправданы, без научного подтверждения.

Виды психических процессов: мышление

Что такое психические процессы и какими они бывают

Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.

Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Выделяют три основные группы психических процессов:

  • познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
  • эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
  • волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)

Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.

Мышление как познавательный психический процесс

Существует несколько определений понятия «мышление» в современной психологии. В общем смысле под мышлением понимают психический процесс, который построен на обобщении и отражении действительности при речевом участии.

Готовые работы на аналогичную тему

Мышление – это одна из основных функций человека. Благодаря мышлению человечество обладает определенным набором знаний относительно устройства мира и может передавать эти знания последующим поколениям.

Мышления включает в себя сопоставление, сравнение, прогнозирование, анализ, поиск информации. Мышление является высшей формой познавательной деятельности. Мышление имеет мотив, цель, предполагает действия, осуществляет контроль, имеет результат.

Особенностью и отличием мышления от других психологических процессов является то, что мышление отражает не только внешние характеристики предметов, но и внутренние связи и отношения. Обобщение – еще одна особенность процесса мышления. Иными словами, мышление носит знаковый характер и выражается речью.

Фазы мыслительной деятельности

Мышление представляет действие, которое направлено на разрешение какой-либо задачи. Действие — это процесс, как и любой процесс оно имеет определенные фазы в своей структуре. Мыслительный процесс состоит из следующих фаз:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • возникновение проблемы
  • формирование примерного решения
  • умственная проверка этого решения (путем анализа, сопоставления и т.д.)
  • вывод

Первая фаза мыслительного процесса – это возникновение проблемы, иногда она вызывает удивление. Когда человек испытывает трудность в разрешении какого-то вопроса – этот и есть фаза возникновения проблемы. Далее индивид осознает наличие проблемы и приступает к мыслительным операциям, направленным на поиск решения. Каждое примерно подходящее решение человек анализирует, проверяет гипотезу. После этого человек делает заключение относительно того какое решение является наиболее подходящим. Разрешение задачи – это завершительный этап мыслительного процесса.

Формы мышления

Ученые выделяют три главные формы процесса мышления:

Когда в сознании индивида происходит отражение специфических черт предметов и явлений, их общих и частных признаков, это значит, что в его сознании формируется некое «понятие». Понятие может быть выраженно одним или несколькими словами.

Форма мышления, которая имеет в своём концепте положительное или негативное отношение к окружающей действительности и взаимосвязях мира носит название суждение. Все суждения можно поделить на три группы:

  • общие (утверждения о всех предметах какой-то группы)
  • частные (утверждения о некоторых объектах группы)
  • единичные (утверждение об одном предмете группы)

Под умозаключение понимают вычленение нового суждения из нескольких других суждений, например, умозаключение может быть сделано на основе частного и общего суждения (силлогизм).

Виды мышления

В современной психологической науке не существует единой классификации видов мышления. Мышление подразделяют по характеру задач, которые предстоит решить на: теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно действенное). Под понятием теоретическое мышление понимают мышление, которое направлено на поиск общих закономерностей, больше склонно для ученых. Оно в свою очередь подразделяется на понятийное мышление и образное. Для понятийного мышления характерно использование определенных понятий. При решении ментальной задачи индивид не занимается поиском новой информации, а использует готовые понятия, умозаключения других людей. Во время образного мышления индивид использует образы, которые извлекаются из памяти и воображения.

В противовес теоретическому мышлению, практическое мышление используется для решения практических задач. Она подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное. Наглядно-образное мышление представляет собой процесс образного решения задач. Оно предполагает зрительное моделирование ситуации без выполнения практических действий. Наглядно-действенное мышление предполагает при решении задач действия с предметами. Этот вид мышления доминирует седи детей до 3 летнего возраста.

По степени развернутости и осознанности мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Дискурсивное мышление – это процесс мыслительной деятельности в котором происходит перебирание различных вариантов решения на основе логики. Интуитивное мышление, в свою очередь, является подсознательным процессом, индивид каким-то образом приходит к выводу, но при этом не может объяснить какими принципами в принятии решения он руководствовался.

По новизне и оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление. При репродуктивном мышление индивид вовремя решении задач использует уже известные ему способы, пример репродуктивного мышления – ремейк фильма. При продуктивном мышлении идёт воссоздание новой информации, предметов, явлений. Пример продуктивного мышления – создание нового фильма.

По числу участников мышление может быть индивидуальным и коллективным.

Функции мышления

Функции мышления представлены достаточно разнообразно. Среди них можно выделить четыре основные:

  • понимание
  • решение задач
  • целеобразование
  • рефлексия

Под пониманием подразумевают раскрытие сути предметов, явлений. Понимание нового достигается благодаря взаимодействию старой информации с более новой.

В тех случаях, когда индивид не в состоянии достичь поставленной им цели, когда возникает проблема в достижении результата, тогда в мозгу у человека начинает работать процесс мышления. Когда начинается процесс мышления, человек приступает к анализу, сопоставлению и т.д. для того что бы решить возникшую проблему. Индивид отсекает неудачные варианты решения, склоняется к более подходящим.

Под целеполаганием понимают процесс продуцирования новых идей, то есть формирование будущих действий.

Функция рефлексии в процессе мышления выражается в том, что индивид направляет свои действия на осмысление, анализ нового знания.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector