Как избавиться от трещин на стекле
Antigraviynaya.ru

Ремонт автомобилей

Как избавиться от трещин на стекле

Как убрать трещину на лобовом стекле машины

Трещины на лобовом стекле – неприятное явление, с которым сталкивается каждый второй водитель. Мало того, что этот дефект постоянно «мозолит» глаза, когда вы за рулем, трещина имеет особенность постепенно разрастаться до края стекла, начинает ограничивать обзор дорожного движения (что опасно) и даже иногда ведет к штрафам ГИБДД. При этом, вас оштрафуют не за треснувшее лобовое стекло (за него штраф не полагается), а за неисправный автомобиль, если площадь повреждений стеклянных поверхностей будет составлять более 50% их площади.

Замена лобового стекла – услуга недешевая, и многие автолюбители пытаются решить проблему малой кровью: ремонтом стекла. Как это сделать? Насколько это сложно? Можно ли отремонтировать лобовое стекло самостоятельно и сэкономить на СТО?

Насколько опасны трещины

Лобовое стекло сконструировано так, чтобы выдерживать сильные вибрационные нагрузки встречный ветер и температурные перепады. Она способна также выдержать удар средней силы при ДТП и серьезное давление по всей своей площади. Но стекло остается стеклом и хрупкость остается самым серьезным недостатком: при резких температурных перепадах и точечных ударах твердых предметов (щебенка на дороге, гайка, камешек) на его поверхности может образоваться скол, выбоина или трещина.

Насколько это опасно? Поскольку целостность конструкции стекла нарушена, оно больше не может сопротивляться серьезным нагрузкам. Вибрация и натяжение силового каркаса кузова при движении авто, небольшие механические удары, сильные порывы встречного ветра и температурные изменения начинают эту трещину увеличивать, ослабляя конструкцию стекла. Это ведет к тому, что оно может просто рассыпаться от наезда на бордюр, не говоря уже о незначительном ДТП.

Естественно, нарушение целостности стекла опасно для водителя и пассажиров машины, может привести к аварии и серьезным травмам. Кроме того, расползающаяся трещина мешает водителю хорошо видеть дорогу и создает ощущение дискомфорта.

Еще одна проблема: пройти техосмотр в ГИБДД будет сложно, если на лобовом стекле вашей машины есть трещина. Вам в любом случае придется ее устранить или заменить стекло, чтобы получить талон ТО.

Самый простой способ решить проблему треснувшего лобового стекла – его замена. Но это дорогое удовольствие: стекло нужно найти и купить, либо заказать на СТО, и установить его самостоятельно не получится – здесь нужны подготовленные мастера и профессиональное оборудование.

Альтернативное решение – ремонт стекла своими руками. Вам необходимо просто остановить разрастание трещины. Но такой ремонт имеет смысл только в том случае, когда трещина:

  • имеет небольшие размеры и занимает не более 10-30% площади стекла;
  • не мешает обзор водителя;
  • не дошла до края стекла (не менее 5 см от края).

Если эти условия присутствуют, можно попробовать стекло отремонтировать и заставить его прослужить еще некоторое время. Но, в любом случае, это временная мера – рано или поздно замена стекла неизбежна.

Типы трещин и возможность их ремонта

Прежде всего, возможность ремонта лобового стекла зависит от характера и размеров трещин. По форме они могут представлять собой:

  • «Лучи» – это результат сильного ударного воздействия. Такие трещины «растут» быстро и стремятся достичь края стекла, поэтому ремонтировать их нужно сразу, пока они не превышают длины 10 см.
  • «Ветви» – появляются из-за сильного и кратковременного перепада температур или тяжелого удара. Ремонт и сложен – необходимо локализовать каждую «ветку», пока ее длина не увеличилась до 12 см.
  • «Круги» – возникают из-за резкого точечного удара и могут быстро покрыть всю поверхность стекла. Ремонт возможен, пока они не разрослись на 10-15 см.
  • Смешанные – появляются из-за разных воздействий, несут в себе визуальные признаки вышеперечисленных повреждений стекла и могут быть отремонтированы только при небольшой площади распространения.

Наиболее проблемный тип повреждений – двухсторонние трещины, возникающие после сильного удара тяжелыми предметами. Луч возникает с внутренней стороны стекла, которое проще заменить – ремонт не даст требуемого результата.

Ремонт трещины на стекле

Как видите, большинство типов трещин на лобовом стекле поддаются ремонту, и вы можете устранить дефект собственными силами по той же технологии, которая применяется на стандартных СТО: трещина засверливается, обезжиривается, заливается специальным герметиком и шлифуется до почти незаметного состояния.

Такой ремонт выполняется в теплом, чистом и сухом помещении, где проведена влажная уборка (пыли быть не должно!). Автомобиль следует почистить и помыть перед ремонтом стекла. Вам понадобится:

  • профессиональный комплект для ремонта автостекол ( Visbella, Vints или 3M);
  • дрель, дремель или шуруповерт с набором сверл;
  • специализированный герметик;
  • шлифмашинка и шлифовальные пасты;
  • чистая ткань, моющие средства.

Ремонт выполняется в три этапа:

Засверливание трещин на стекле

Для начала следует проверить глубину трещины обычной швейной иголкой: важно понять, существует дефект только на внешней поверхности стекла, либо есть и на внутренней поверхности триплекса. Просто проведите иглой по стеклу с внутренней стороны – если движению ничего не препятствует, значит, трещина не двухсторонняя, и ее можно ремонтировать, не боясь, что стекло просто разрушится.

Далее следует просверлить небольшое отверстие на начале и окончании луча трещины. Оно заблокирует раскол в кристаллической решетке стекла, снимет напряжение с поверхности в месте ремонта и остановит распространение дефекта.

  • с помощью дрели, шуруповерта или дремеля;
  • только на низких оборотах и без давления на стекло;
  • на всех лучах, видимых на поверхности.

Чтобы исключить полное разрушение стеклянной поверхности из-за сильной вибрации при сверлении, работа должна выполняться тонкими и очень острыми сверлами с напылением алмазной крошки или твердосплавной напайкой . Сверление должно выполняться на малых оборотах дрели, в рабочую зону следует непрерывно подавать охлаждающую жидкость (масло или мыльный раствор, но не воду!).

Важно! Сверление – самая сложная часть ремонта. Тупые сверла, сильная вибрация или перегрев поверхности стекла, резкие движения и удары при рассверливании отверстий, а также давление сверла на поверхность – исключены.

Сверлить отверстия на лучах трещин следует на небольшую глубину, чтобы не просверлить все слои стекла – в этом случае вы не остановите расползание трещин, а только усугубите дефект.

Оптимальная глубина сверления – верхний слой стекла на конце каждого луча. Чтобы случайно не просверлить стекло насквозь, на сверло можно установить специальный резиновый ограничитель, который будет упираться в стеклянную поверхность, когда отверстие достигнет нужной глубины.

Ремонт отверстий полимером

После того, как каждый луч трещины высверлен по концам, отверстия необходимо заделать, для чего используется специальный полимерный материал. Он заливается в каждое отверстие и быстро застывает .

Чтобы выполнить эту «ювелирную» работу точно и быстро, можно использовать специальную рамку с присосками. После этого герметик следует взболтать и аккуратно залить в дозатор рамки. Через пару минут, когда состав застынет, рамку можно переместить к следующему отверстию и заняться его полимеризацией.

После завершения заливки полимера в отверстия, рамка осторожно отсоединяется от стекла, и на поверхность в зоне ремонта наклеивается тонкая защитная пленка (можно использовать скотч), которая защитит материал, пока он полностью не застынет.

Полировка стекла

На последнем этапе ремонта необходимо отполировать стекло в зоне ремонта, чтобы полностью скрыть отверстия и саму трещину. Для этого можно использовать шлифмашинку с полировальными кругами и специализированную полировальную пасту.

Этот процесс не столько сложный, сколько весьма трудоемкий: вам придется потратить много времени, чтобы полностью «затереть» зону ремонта и добиться полной прозрачности стекла и исчезновения всех видимых дефектов.

Как видите, отремонтировать трещины на лобовом стекле не так трудно, как кажется, и вы вполне справитесь с это работой своими силами. Тем более, что аналогичный ремонт в СТО производится совершенно по той же технологии, с использованием тех же инструментов и материалов.

Если у вас нет времени заниматься тонкими и скрупулезными работами вы можете, конечно, обратиться на автосервис. Услуга обойдется вам в приличную сумму: 1 см отреставрированного лобового стекла стоит 300-700 рублей, просто остановка одно трещины засверливанием и без заполнения полимером и полировки – 900 рублей. В среднем ремонт стекла обходится в сумму до 3000 рублей, а если трещин много, вы рискуете заплатить больше, чем будет стоить новое лобовое стекло.

В заключение следует отметить, что появление трещин на лобовом стекле автомобиля – это неприятное и небезопасное повреждение, которое опасно полным разрушением щитка даже в неаварийной ситуации. Трещины растут со временем, сокращают нормальный обзор дороги для водителя и создают дискомфорт для глаза в салоне машины.

Если вы не хотите полностью менять стекло, его следует отремонтировать, пока площадь повреждений минимальна. Для этого необходимо засверлить края трещин, чтобы они не расползались дальше, после чего залить отверстия полимером и отшлифовать зону ремонта. Для этого можно обратиться на СТО или сэкономить и сделать эту работу своими руками.

Устранение трещин и сколов на лобовом стекле — лучшие средства и методы

Автовладельцы нередко заполучают такую проблему, как трещина на лобовом стекле. Чаще всего появление дефекта отмечается после удара камешком на большой скорости либо из-за резкого перепада температур. Заделать трещину в ряде случаев можно своими руками с помощью доступных средств.

Зачем ликвидировать сколы и трещины?

Ремонт автомобиля, который имеет трещину на лобовом стекле, — обязательное действие для безопасной езды и отсутствия проблем со стороны ГИБДД. Кроме непрезентабельного вида, езда на машине с разбитым стеклом грозит и иными неприятностями:

  1. Наличие трещины большого размера или с определенным расположением представляет собой риск для жизни водителя, пассажиров. Если скол глубокий, через него на полной скорости может влететь камешек, что повлечет за собой травмирование человека. Помимо этого, плохая видимость на дороге и вовсе способна стать причиной серьезной аварии.
  2. При наличии больших трещин автомобиль не сможет пройти техосмотр. Поскольку дефект способен повлечь травмы, до его устранения отметку о прохождении осмотра получить невозможно. Согласно ГОСТ Р 51709 — 2001, машины с любыми трещинами в области стеклоочистителя и со стороны водителя не допускаются к эксплуатации. Езда на такой технике чревата штрафом.
  3. Любая трещина со временем может стать более длинной, широкой, глубокой. Это приведет к необходимости полной замены стекла или его дорогостоящего ремонта в автомастерской. Также авто с поврежденным стеклом сразу теряет в рыночной стоимости, к тому же продать его будет намного сложнее.

Езда на автомобиле с трещиной на стекле может привести к штрафу к содержанию ↑

Типы повреждений

Причиной появления трещин может стать как попадание камня, так и небольшое ДТП. Все дефекты по форме и особенностям можно поделить на пять типов:

  1. Лучеобразные. Образуются от сильного удара. Обычно являются длинными, уходят в край лобового стекла. Удаление возможно, если размер трещины не превышает 10–12 см.
  2. Закругленные. Причиной появления становится резкий удар твердым предметом. Такие дефекты нужно как можно быстрее убрать с предварительным засверливанием, иначе они распространятся на большие площади стекла.
  3. Ветвящиеся. Формируются при ударе тяжелым предметом или по причине перепада температур. Представляют собой целую россыпь ветвящихся лучей, потому сложны в ремонте.
  4. Двухсторонние. Выглядят как луч, который появляется из салонной части триплекса. Чаще всего автовладельцу приходится менять стекло, поскольку такие дефекты почти не поддаются заделыванию.
  5. Смешанные (комбинированные). Включают элементы разных типов трещин. Их заделка возможна далеко не всегда.

Ветвящаяся трещина на лобовом стекле

Как остановить распространение трещины, напрямую зависит от ее вида. Обычно в домашних условиях успешно ремонтируются простые дефекты, сколы и выщерблины небольшого размера.

С какими трещинами можно ездить?

Без проблем можно передвигаться на машине, у которой на лобовом стекле есть небольшие трещинки или сколы. Согласно ГОСТ, они должны не превышать 15,7 см и не иметь неудобного для водителя расположения. Тем не менее, любой скол от температурного перепада или сильного мороза, а также удара, вибрации, попадания воды будет расширяться, поэтому лучше сразу его удалить.

Допуски по трещинам на лобовом стекле автомобиля к содержанию ↑

Наборы для самостоятельного ремонта

В автомагазинах представлено большое количество клеев и готовых наборов для реставрации лобового стекла.

Читать еще:  Где находится стартер на калине

GlassProfi

В набор входят лезвие, клейкий диск, полимерный клей, фиксирующая присоска, шприц. При помощи диска и присоски шприц надежно крепится в области трещины, после чего из него выдавливается клей. Через 3–4 часа дефект станет незаметным, а состав полностью затвердеет. С помощью данного средства без труда убираются трещины до 3 см длиной.

Комплектация набора для ремонта ветровых стекол GlassProfi к содержанию ↑

Windshield Repair Kit

Этот набор включает те же приспособления, что и предыдущий, но дополнительно оснащен защитной пленкой. Он помогает устранить дефекты на обычных и тонированных стеклах. Клеевой состав при введении полностью вытесняет из трещины воздух, поэтому отверстие будет надежно загерметизировано. Данный набор рекомендуется применять для экстренного ремонта, поскольку клей застывает уже через 20 минут.

Комплект для ремонта сколов Windshield Repair Kit к содержанию ↑

Done Deal DD6584

Полимерный состав, входящий в этот ремонтный комплект, отличается очень высокой прочностью, почти в несколько раз превышающей показатель у дешевых аналогов. Средство содержит акриловую кислоту, поэтому работать с ним надо на воздухе и только в перчатках. Реставрацию стекла летом следует проводить в тени, а зимой — после предварительного нагрева поврежденной зоны.

Ремонтный комплект для ветровых стекол Done Deal DD6584 к содержанию ↑

Permatex

Средство, входящее в комплект, рекомендовано для удаления глубоких сколов, а также может применяться для оперативного ремонта в дорожных условиях. Для заливки длинных трещин такой клей не годится. Состав способен повреждать краску на корпусе машины, поэтому капот перед ремонтом надо тщательно закрывать.

Прозрачный клей-герметик для стекол Permatex к содержанию ↑

WIEDERKRAFT WDK 65182

В набор входит комплект ремонтных пластин, скребок для очищения трещины и удаления излишков клея, инжектор, присоски и клей. Работать с клеем лучше в помещении — так он застынет на порядок быстрее. В летнее время после нанесения состава можно выставить автомобиль под солнечные лучи, чтобы ускорить полимеризацию.

Комплект WIEDERKRAFT WDK 65182 для ремонта сколов к содержанию ↑

Заделывание трещины на лобовом стекле своими руками

Перед работой нужно приготовить все необходимые инструменты и расходные материалы и тщательно очистить стекло. Реставрацию проводят только при температуре выше +10 градусов, но без использования отопительных приборов вблизи машины, иначе есть риск растрескивания стекла. В холодном помещении в трещину может проникнуть конденсат, что снизит качество готового шва.

Подготовительный этап

Вначале надо убрать с трещины и окружающих участков всю грязь и пыль. Стекло можно промыть, высушить и обезжирить, но еще лучший эффект дает его продувание при помощи насоса. Это позволить удалить даже самые мелкие частицы пыли, которые в будущем снизят адгезию клея со стеклом. Края трещины следует аккуратно зашкурить и протереть обезжиривающим средством (ацетоном, спиртом).

Промывка дефекта на лобовом стекле к содержанию ↑

Необходимые материалы и инструменты

Если для работы был приобретен готовый набор для ремонта стекла, в нем уже есть все нужные приспособления, кроме электрических инструментов. При самостоятельной комплектации набора обычно применяются:

  1. Полимерный клей. Он абсолютно прозрачный, на вид напоминает жидкое стекло. Под действием солнечных лучей состав отверждается и надежно скрепляет края скола. При покупке клея надо уделить внимание времени полимеризации и купить тот, что подходит в конкретной ситуации.
  2. Лампа с ультрафиолетовым свечением. Обычно используется, если ремонт стекла производится в зимнее время, хотя облегчит работу в любом случае.
  3. Дрель со сверлом по стеклу. Устройство обязательно должно иметь функцию регулировки оборотов.
  4. Скребок (скрайбер). Нужен для удаления грязи и осколков из трещины.
  5. Острый нож. Пригодится для устранения остатков клея или грязи из труднодоступных участков.
  6. Средства индивидуальной защиты. Для безопасной работы стоит применять перчатки, респиратор.
  7. Инжектор-шприц из металла, пластика с присоской и подставкой. Необходим для качественного заполнения дефекта клеем.
  8. Лупа и фонарик. Пригодятся для детального рассматривания границ трещины и оценки результата ее ликвидации.

Инструменты и материалы для ремонта автостекол к содержанию ↑

Процесс заделки трещины

Для начала оценивают масштабы реставрации: осматривают трещину, определяют ее границы. Далее останавливают рост дефекта и снижают напряжение в нем: просверливают дырочку на расстоянии 1–2 мм от конца. Сверлить стекло дрелью нужно на минимальных оборотах и очень аккуратно, чтобы не расколоть его.

Далее работу проводят таким образом:

  1. Заполняют шприц клеем.
  2. При помощи присоски и подставки крепят шприц к месту начала трещины.
  3. Осторожно подают клеевой состав прямо в дефект, строго контролируя подаваемый объем.
  4. Если в наличии есть насос, продувают им трещину (с минимальным давлением), чтобы состав равномерно распределился даже в самые мелкие щели.
  5. Убирают подставку, промывают ее от клея.
  6. Острым инструментом убирают излишки средства с поверхности стекла.
  7. Производят сушку полимерного состава ультрафиолетовой лампой согласно инструкции (время действия лампы всегда указывается на упаковке клея).
  8. Если лампы в наличии нет, выставляют автомобиль под прямые солнечные лучи, но время сушки увеличится примерно в 3 раза.

После завершения полимеризации клея приступают к полировке, используя специальную насадку на дрель либо делая это вручную. В результате поверхность станет идеально гладкой, избавится от неровностей, выпуклостей.

В каком случае можно обойтись ремонтом?

Можно ли ездить с крупной трещиной, если она расположена вне зоны обзора дороги водителем? Скорее всего, такой автомобиль не пройдет техосмотр, а без ремонта стекло придет в негодность в короткие сроки. Полную замену лобового стекла придется делать если:

  • из стекла вылетел значительный кусок, либо оно полностью треснуло, развалилось на части;
  • дефекты имеют значительные размеры — от 20 см;
  • имеется целая сеть трещинок, которая отходит от основного скола;
  • повреждения проходят через край стекла, что нарушает его прочность;
  • имеются сколы в зоне обогрева — зимой они все равно лопнут вновь;
  • поврежденная площадь составляет треть и более от общей площади стекла.

При серьезных повреждениях необходима замена лобового стекла к содержанию ↑

Ремонт своими руками или в автосервисе — что выбрать?

Самостоятельно возможно заделать трещины на лобовом стекле далеко не во всех случаях. Вот примерный перечень ситуаций, когда можно попытаться справиться с проблемой самому:

  • есть навыки обработки стекла и необходимые инструменты, а также подходящие условия для работы;
  • появилась мелкая или средняя царапинка, трещинка, скол, которые не распространились на значительные площади стекла;
  • имеется возможность приобрести качественный клеевой состав или готовый набор для ремонта.

Если делать реставрацию стекла в сервисе, над ним станут трудиться профессионалы, поэтому результат, как правило, будет лучше. Все работы завершатся в минимальный промежуток времени, ведь у мастеров есть мощные современные инструменты, лампы.

Тем не менее, стоимость ремонта может составить от 1000–1500 рублей за 1 сантиметр трещины, что в итоге выльется в приличную сумму. Поэтому небольшие дефекты проще устранить своими руками как минимум в целях экономии.

Реставрация ветрового стекла в автосервисе

Самостоятельное восстановление лобового стекла позволяет надежно заделать дефект и сделать его на 75–90% незаметным. Хорошие клеи сейчас реализуются в любом магазине, поэтому стоит обзавестись навыками ремонта и не знать проблем в будущем.

Способы остановки и удаления трещин с лобового стекла

Что может быть неприятнее для хозяина автомобиля, чем трещина или скол на лобовом стекле! Особенно если машина – новая и по многим параметрам может дать фору именитым зарубежным или отечественным маркам. С этой «мелочью» так или иначе приходилось сталкиваться практически каждому, кто садится за руль. Почему-то бытует упорное мнение, что решить эту проблему сложно, однако на самом деле все обстоит иначе. Так, остановить и убрать такую трещину под силу каждому автомобилисту, не прибегая к замене стекла или к помощи профессиональных автомастеров.

Именно об этом пойдёт речь в настоящем материале, имеющем ярко выраженный практический характер и нацеленном на помощь любому рядовому водителю. Статья подскажет оптимальный диапазон нужных действий: в каких случаях такой ремонт собственными силами возможен и как его провести, а в каких – никак не обойтись без услуг автосервиса.

Зачем заделывать сколы и трещины

Многие водители задумываются, а зачем, собственно, необходимо заделывать на лобовом стекле сколы. При всей внешней наивности этот вопрос вполне имеет право на жизнь, и нужно начать именно с ответа на него.

Разумеется, если на стекле автомобиля появилась трещина, можно постараться не обращать на неё внимания и продолжать ездить «в том же духе», как будто на самом деле её и нету. Хотя все понимают, что с эстетической точки зрения такой вариант оставит желать лучшего, так как внешний вид такого автомобиля заметно ухудшится, по сравнению с авто, у которого стекла – целые. Но это лишь часть ответа. Согласитесь, что в равной степени с эстетической функцией автомобильное стекло выполняет ещё ряд важных задач, включая обеспечение безопасности движения. Поэтому оно должно быть заодно прочным и прозрачным, чего никак не скажешь о стекле треснувшем.

Размышляя дальше, можно понять, что в процессе использования автомобиля с такой неприятностью, его стекло будет постоянно подвергаться вибрации, особенно на отечественных, далеко не идеальных автодорогах. Это означает, что трещина будет неумолимо расти в размерах и вскоре наступит час «Х», когда большие масштабы трещины приведут к разрушению стекла. Причём оно может рассыпаться на множество мелких осколков, ранив водителя или пассажиров в салоне. Именно этим объясняется актуальность того, как убрать трещину на лобовом стекле.

Понимая это, часть водителей сначала старается заклеить трещину, чтобы предотвратить её расширение, однако это вовсе не кардинальное решение проблемы, да и в эстетическом плане такой вариант не смотрится, поэтому оттягивать процесс основательного ремонта не стоит.

Существуют определённые критерии, исходя из которых, водителю надо решать ключевой вопрос: когда треснувшее стекло подлежит ремонту, а когда это, при всем желании, невозможно, и тогда придётся скрепя сердце менять его целиком. Опытные специалисты дают на этот счёт следующий совет. Так, первым делом надо определить, какой характер и масштаб трещины, не является ли она сквозной. Внимательный осмотр стекла должен дать также исчерпывающую информацию насчёт того, возможно ли удаление сколов, имеющих незначительные масштабы, или же это нереально. Запомните, избавиться от трещины возможно, преимущественно, в тех случаях, когда до края стекла она не доходит, как минимум, на 7-10 см. В ином случае замена стекла неотвратима.

Самостоятельно или в автосервисе

Итак, вы основательно разобрались, насколько угрожающе смотрится трещина на стекле и удастся ли её отремонтировать своими силами. Если она имеет слишком большие размеры и в домашних условиях справиться с ней будет крайне проблематично, придётся обращаться в службу автосервиса. Ключевым моментом при определении места ремонта будет расположение трещины, указанное в предыдущем пункте. Разумеется, надо объективно оценить также собственные силы и опыт. Если у вас нет достаточных навыков работы подобного рода, лучше не рисковать и обратиться за помощью к специалистам, которые сделают её на высоком профессиональном уровне, без нежелательных эксцессов.

Необходимые инструменты

Далее необходимо рассмотреть, какие инструменты должны быть под руками, чтобы сделать ремонт треснувшего стекла своими руками. С годами практики их круг чётко определен:

  • Сверло. Для этого лучше всего подходит инструмент, у которого на режущей кромке алмазное напыление.
  • Полимерный клей. Устранение трещин небольших размеров требует наличие именно этого средства, купить которое можно едва ли не в любом автомагазине.
  • Нанос. Для заливки клея в трещину автостекла предназначен особенный насос, создающий избыточное давление: только с его помощью удастся идеально заполнить клеем все пустоты, вручную сделать это практически невозможно.
  • Инфракрасная лампа. Она нужна для того, чтобы клей быстрее схватился. Этот процесс с инфракрасной лампой займёт всего несколько минут. Для подсушивания также подойдут и другие приборы.
  • Полировочная паста или круг. Необходимы, когда наступит этап шлифовки заполненной клеем трещины.

Временная остановка трещины

Чтобы обнаруженная вами на автомобильном стекле трещина не увеличилась в масштабах, её надо ремонтировать сразу же, по свежим следам. Профилактику разрастания трещины выполняют просверливанием в стекле отверстия на расстоянии 5 мм от визуального края трещины. Когда трещина сквозная, отверстие тоже должно быть сквозным, а если несквозная, то сверлят на глубину имеющегося дефекта. Создав вокруг трещины своеобразное защитное кольцо из отверстий, процесс увеличения трещины снижают до минимума. Однако успокаиваться на этом не следует, так как основательный ремонт всё же придётся делать.

Читать еще:  Как разобрать фару ваз 2107

Отдельно следует остановиться ещё на одном важном вопросе профилактики. Как только на лобовом или дверном стекле вашей машины появилась трещина, желательно хотя бы на первое время укрепить её с помощью полоски скотча. Он не даст ей расползтись в стороны, а также предотвратит от попадания в трещину пыли и грязи, которые тоже являются катализаторами её расширения. Когда трещина появилась с двух сторон стекла, плоски скотча тоже следует наклеить с обеих его сторон. Это профилактическое действие заметно упрости вам работу в дальнейшем, когда начнётся основательный ремонт.

Помимо того, если трещина ещё маленькая, во избежание её нежелательного расширения за счёт постоянной вибрации автомобиля, особенно на неровной, ухабистой дороге, старайтесь вести его крайне аккуратно, объезжая, по возможности, на своем пути все неровности.

Ремонт стекла своими руками

Алгоритм действий в этом случае следующий:

  1. Прежде всего, лопнувшее стекло осторожно очищают от внешней пыли и грязи.
  2. Затем в нём сверлят отверстие, расположенное на расстоянии примерно 5 мм. от визуального края этой трещины. Надо учесть, что стекло очень хрупкое, и поэтому любое неверное движение, непомерное давление на его поверхность может поневоле привести к печальному исходу: оно или лопнет, или резко увеличит масштабы трещины. В силу этого сверлить стекло необходимо строго перпендикулярно к его поверхности, а не под углом.
  3. Затем дефекты и свежее отверстие заполняют полимерным автоклеем, используя, как мы уже подчеркнули, специальный насос. Когда клей подсохнет (этот процесс можно ускорить), поверхность стекла тщательно полируют.

Если все эти этапы работы проведены правильно, бывшая трещина будет практически незаметна. Чтобы заделать скол, последовательно выполняют примерно такие же операции. Если скол имеет форму «бычьего глаза» (округлый), или полумесяца, обрабатывать стекло дрелью не надо. Главное – чтобы полимерный клей плотно вошел в пустоту скола. После подсушки отремонтированное стекло осторожно шлифуют.

Итак, были последовательно рассмотрены все главные этапы самостоятельной работы над ремонтом трещины на стекле. Если она появилась на вашей машине, можете попробовать устранить её своими силами. Однако не преувеличивайте свои возможности, ибо неграмотная обработка стекла, особенно в процессе его сверления дрелью, способна испортить его окончательно. Лучше не экспериментировать или же делать это на ненужном стекле, набивая себе, что называется, руку. Удачи!

Устранение сколов и трещин на стекле

Удаление трещин и сколов на стекле в доме

Автомобильные владельцы часто сталкиваются с такой проблемой, как трещины на лобовом стекле.

Обычно появление дефекта замечают после того, как по нему ударяет камушек на большой скорости или из-за резкого температурного перепада.

Удалить трещины и сколы на стекле в большинстве случаев можно собственноручно посредством доступных средств.

Для чего нужно ликвидировать трещины и сколы

Ремонтные работы автомобиля, который имеет трещины на главном стекле – обязательное воздействие для безопасности езды и отсутствия проблем с ГИБДД.

Помимо непрезентабельного внешнего вида, езда на автомобиле с разбитым стеклом грозит и остальными неприятностями:

  1. Наличие трещины с большим размером или определенным размещением представляет собой проблему для жизни пассажиров и водителей. Если скол глубокий, то через него на большой скорости может влететь маленький камень, что повлечет за собой травматизм человека. Кроме того, это еще и плохая видимость на дороге тем более может стать причиной большой, серьезной аварии.
  2. При наличии больших трещин машина не сможет пройти технический осмотр. Так как этот дефект может повлечь за собой большие травмы, до его удаления отметки о прохождении тех. осмотра получить не будет возможным. По ГОСТу Р 51709 – 2001 автомобили с любыми трещинами с области очистителя стекла и с водительской стороны не допускаются к применению. Езда на подобной технике будет чревата штрафными санкциями.
  3. Любые трещины спустя время могут стать более длинными, глубокими и широкими. Это способно привести к необходимости 100% замены стекла или его дорогостоящих ремонтных работ в автомобильной мастерской. Еще автомобиль с поврежденным стеклом сразу будет терять в рыночной стоимости, а еще продать его будет куда сложнее.

Рассмотрим, какие есть виды повреждений.

Подробности

Разновидности повреждений

Первопричиной образования трещин могут стать и попадания камней, и небольшое дорожно-транспортное происшествие. Все дефект по особенностям и форме можно разделить на пять типов:

  • Лучеобразные – они появляются от большой силы удара, и, как правило, являются довольно длинными, а еще уходят в край основного стекла. Устранение дефектов может быть возможным, если размер трещин не будет больше 12 см.
  • Закругленные – причиной образования станет резкий сильный удар твердой вещью. Такие изъяны следует как можно скорее убрать с предварительным просверливанием, так как они будут распространяться на большие стеклянные площади.
  • Ветвящиеся – образуюся при ударе посредством тяжелого предмета или из-за температурного перепада. Они представляют собой большую россыпь ветвящихся лучей, из-за чего достаточно сложные в ремонтных работах.
  • Двухсторонние – выглядят, словно луч, который образуется на салонной части триплекса. Чаще всего автомобильным владельцам заменяют стекло, потому что такие дефекты практически не поддаются заделке.
  • Смешанные (комбинированные). Будут включать элементы различных видов трещин, и их заделывание возможно не всегда.

Как конкретно остановить распространение трещины, будет напрямую зависеть от ее разновидности. Обычно в домашних условиях можно успешно отремонтировать простые дефект, выщерблины и сколы малого размера.

С какими трещинами допускается ездить

Ремонт лобовых стекол и устранение сколов/трещин нужен не всегда. Без проблем можно ездить на автомобиле, у которой на главном стекле есть маленькие сколы или трещинки. По ГОСТу они не должны быть больше 15.7 см, а еще не иметь неудобного местоположения для водителя. Тем не менее, любой скол от перепада температур или сильного мороза, а еще вибрации, удара, попадания воды станет расширяться, и потому его следует сразу же удалить.

Наборы для самостоятельного ремонта

В автомобильных магазинах представлено большое число клеевых составов и готовых наборов для обновления основного водительского стекла.

GlаssРrоfi

В наборе есть лезвие, клейкий диск, клеевой состав полимерного типа, фиксирующая присоска и шприц. Посредством диска и присоски шприц будет надежно прикреплен в области трещин, а после этого из него будет выдавливаться клеевой состав. Через 3.5 часа дефект станет не таким заметным, и состав затвердеет полностью. Посредством такого состава можно без труда убрать трещины размером до 3 см в длину.

Windshield Repair Kit

Такой набор включает в себя те же приспособления, что и первый, но дополнительно оснащен специальной пленкой для защиты. он поможет устранить дефекты и на тонированных и простых стеклах. Клеевой состав при введении будет полностью вытеснять воздух из трещин, и потому отверстие будет надежно загерметизировано. Такой набор рекомендовано применять для экстренного ремонта, потому что клеевой состав застывает уже спустя 1/3 часа.

Dоnе Diаl DD6584

Состав полимерного типа, который входит в этот ремонтный комплект, отличается достаточно большой прочностью, практически в несколько раз превышающий показатель у недорогих аналогов. Средство будет содержать в себе акриловую кислоту, и потому работать с ним требуется на воздухе и лишь в перчатках. Реставрацию стекол летом следует провести в тени, а в зимнее время после предварительного нагревания поврежденного места.

Pеrmаtех

Средство, которое входит в комплект, рекомендуется для удаления глубоких сколов, а еще можно использовать для оперативных ремонтных работ даже в дорожных условиях. Для заливки длинных трещин такой клеевой состав не годится. Состав может повредить краску на автомобильном корпусе, и поэтому капот перед началом ремонтных работ следует тщательно закрывать.

WIЕDЕRКRАFT WDК 65182

В набор будет входить комплект пластин для ремонта, скребок для очистки трещины и удаления лишнего клея, инжектор, клей и присоски. Работать с клеевым составом лучшим в помещении – так он будет застывать намного быстрее. В летнее время года после нанесения состава можно выставлять автомобиль под лучи солнца, чтобы ускорять процесс полимеризации.

Заделка трещин на лобовом стекле собственноручно

Перед началом работ следует подготовить все нудные расходные материалы и инструменты, а также тщательно очищать стекло. Реставрацию можно провести лишь при температуре больше +10 градусов, но без применения отопительных приборов около машины, так как в противном случае будет риск растрескивания стекла. В холодном помещении в трещину может попасть конденсат, что уменьшает качество готового шва.

Процесс

Этап подготовки

Для начала следует убрать с трещины и рядом расположенных участков всю пыль и грязь. Стекло можно промывать, просушивать и обезжиривать, но еще лучший эффект даст его продувание посредством насоса. Это даст возможность удалять даже самые маленькие частицы пыли, которые в будущем снижают адгезию клеевого состава со стеклом. Края трещины следует аккуратно зашкуривать и протирать средством для обезжиривания (спиртом и ацетоном).

Требуемые инструменты и материалы

Устранение трещин и сколов лобового стекла требует тщательной подготовки, в том числе подбор готово набора для ремонта стекла, и в нем есть все нужные приспособления, помимо электрических инструментов.

При комплектации своими руками следует использовать следующее:

  1. Полимерный клеевой состав. Он полностью прозрачный, и на вид он будет напоминать жидкое стекло. Под воздействием лучей солнца состав будет полимеризоваться и надежно скреплять края скола. При покупке средства для склеивания следует удалять внимание времени полимеризации и купить тот, что подойдет в определенной ситуации.
  2. Лампа по свечением ультрафиолетом. Обычно применяется, если ремонт стекол производится в зимнее время года, хотя облегчит работы во всех случаях.
  3. Дрель со сверлами по стеклу. Устройство обязательно должно быть оснащено функцией регулирования оборотов.
  4. Скрайбер (скребок). Требуется для удаления осколков и грязи из трещин.
  5. Острый ножик. Потребуется для устранения остатков клеевого средства или грязи из труднодоступных участков.
  6. Средство индивидуальной защиты. Для безопасности работы следует использовать респиратор или перчатки.
  7. Металлический инжектор-шприц, пластика с присоской и подставкой. Требуется для качественного заполнения повреждения клеевым средством.
  8. Фонарик и лупа. Пригодятся для детального просматривания границ трещины и оценки результата ликвидации.

А теперь рассмотрим, как заделывать трещины.

Процесс заделывания трещин

Для начала стоит оценить масштабы реставрации – осмотреть трещину, определить ее границы. Далее остановите рост дефекты и снизьте напряжение в нем – просверлите отверстие на расстоянии 0.2 см от конца. Посверливать стекло посредством дрели следует на минимальных оборотах и весьма аккуратно, чтобы он не был расколот.

Далее работы проводя следующим образом:

  • Нужно заполнить шприц клеевым составом.
  • Посредством присоски и подставки нужно прикрепить шприц к месту начала трещины.
  • Осторожно подавайте клеевой состав в сам дефект, и строго контролировать подаваемый объем.
  • Если есть насос в наличии, что продуйте им трещину (при минимальном давлении), чтобы состав распределялся равномерно даже в самые маленькие щели.
  • Уберите подставку и промойте ее от клеевого средства.
  • Острым инструментом следует удалить лишнее средством со стеклянной поверхности.
  • Произведите просушивание полимерного состава ультрафиолетовой лампой по инструкции (время воздействия лампы всегда указано на клеевой упаковке).
  • Если в наличии нет лампы, поставьте автомобиль под прямые лучи солнца, но при просушивании увеличится приблизительно в 3 раза.

После окончания процесса полимеризации клеевого состава приступаем к полированию, применяя особую насадку на дрель или сделать это вручную. В результате этого поверхность будет идеально гладкой, избавится от выпуклостей и неровностей.

В каком случае можно обойтись ремонтными работами

Можно ли не удалять трещины и сколы на стекле, если ни расположены вне зоны обзора дороги? Скорее всего, такая машина не пройдет технический осмотр, а без ремонтных работ стекло придет в непригодность в короткий срок.

Полную замену лобового стекла потребуется сделать, если:

  • Из стекла вылетел большой кусок, или оно треснуло в полной мере и развалилось на части.
  • Дефекты будут иметь больше размеры – больше 20 см.
  • Есть большая сетка трещинок, которая отходит от главного скола.
  • Повреждения проходят через край стекла, что нарушит его прочность.
  • Есть сколы в месте обогрева – зимой они лопнут снова.
  • Поврежденная площадь составляет 1/3 и больше от основной площади стекла.
Читать еще:  Как снять руль мазда 3

Но какой ремонт лучше?

Ремонт своими руками или в автосервисе – что лучше?

Заделывать трещины на лобовом стекле самостоятельно получается далеко не во всех случаях. Вот приблизительный перечень ситуаций, когда можно пытаться справляться с проблемой самостоятельно:

  • Если навыки обработки стекла и требуемые инструменты, а еще подходящие условия для работы.
  • Появились средние или мелкие царапинки, трещинка, скол, которые не распространились на большие стеклянные площади.
  • Есть возможность покупать качественный клеевой состав или готовый ремонтных набор.

Если проводить реставрацию стекла в сервисе, над ним начнут трудиться профессионалы, и поэтому результат обычно лучше. Все работы проводятся в минимальный промежуток времени, потому что у мастеров есть современные мощные инструменты, а также лампы. И все же, стоимость ремонта может быть от 1100 до 1600 рублей на 1 см трещины, что в итоге выливается в довольно приличную сумму. По этой причине небольшие по размеру дефекты проще удалить своими руками хотя бы в целях экономии.

Автоблоги

Популярные статьи

Ремонт трещин лобовых стекол — есть ли смысл?

Повреждение лобового стекла автомобиля — одна из самих частых “болезней” автомобиля, с которыми довольно часто приходится сталкиваться “нашему брату”. На наших дорогах поймать летящий на встречу камешек — проще простого, ведь состояние дорог у нас далеко не самое лучшее.

До недавних пор каждый из нас мог видеть так называемую “паутинку” на лобовом стекле автомобиля, которая образовалась в результате скола или трещины стекла и за время эксплуатации разрослась как схема метро На сегодняшний день при желании можно предупредить подобный сценарий.

Услуги по восстановлению лобового стекла автомобиля сегодня не редкость, правда найти действительно качественный сервис не так уж просто. Правильный ремонт трещин лобовых стекол позволяет сэкономить деньги необходимые для полной замены любого стекла или как минимум на несколько лет отсрочить его.

Обнаружив скол или трещину на лобовом стекле, не торопитесь тут же его заменить, в большинстве случаев стекло поддается восстановлению. Лучше конечно сразу обратиться к специалистам или выполнить ремонт стекла в домашних условиях, при условии наличия опыта и инструмента. Своевременный ремонт стекла позволит предотвратить дальнейший рост трещины, а также попадание в нее пыли и грязи, которая только усложняет процедуру ремонта. Тем, кто решил что трещина на лобовом стекле не слишком заметная и ничего страшного в этом нет скажу — трещина сама никуда не денется, а ее размеры со временем обязательно увеличатся, это необратимый процесс. Так что двухсантиметровый скол через пару лет может превратиться в огромную трещину, которая ежедневно будет напоминать вам о вашей безрассудности и халатном отношении к своему автомобилю. Кроме того, что это не эстетично, это еще и опасно. Скол или трещина на лобовом стекле это как “домоклов меч”, который ежедневно нависает над вами, малейший удар или еще один камешек может обернуться серьезным ДТП или увечьями лица. Обычно лобовое стекло при ударе не разлетается на кусочки, но кто знает какое у вас стекло, если это «каленка», то при втором ударе все осколки могут полететь вам в лицо.

Что будет если сколы не ремонтировать?

Делая ремонт трещин на лобовом стекле, а также сколов — вы получаете 90%-ю гарантию, того что сколы и повреждения не увеличатся и не продолжат “расти”. Скол, как правило — результат вылетевшего камешка из-под колеса автомобиля идущего впереди вас или по встречной полосе.

Что собой представляет скол? Это своего рода углубление, маленький кратер в стекле, окруженный одной или несколькими рисками. Иногда причиной скола становится мелкая деталь (винт, шуруп, гайка и т. д.), которая отвалилась на скорости у какой-нибудь машины. Скол не препятствует обзору и практически не влияет на общий вид автомобиля, его главная опасность состоит в том, что он ослабляет геометрию стекла, кроме того он в любой момент может превратиться в трещину или даже несколько трещин, идущих в разных направлениях, образуя вышеупомянутую “паутинку”. Особенно высокий риск разрастания скола у автомобилей, которые ежедневно эксплуатируются по неровным дорогам, то есть по таким дорогам как в нашей стране. Перепад температур также усугубляет состояние скола (зима, лето, прямые солнечные лучи, обдув печки и прочее. ) и провоцирует его дальнейшее разрастание.

Ремонт сколов лобового стекла делает их менее заметными, особенно если ремонт будет проводиться сразу, то есть непосредственно после появления на стекле. Ремонт представляет собой высокотехнологичную процедуру с использованием специальных инструментов и полимерного состава, который прочно склеивает (скрепляет) отверстие скола или трещины. С целью исключения возможного зрительного искажения поврежденного участка, после процедуры восстановления поверхность покрывается полимерным составом, у которого такой же коэффициент оптического преломления пучка света как и у стекла. Затвердевание состава происходит исключительно под воздействием ультрафиолетовых лучей, поэтому не верьте какому-нибудь “дяде Васе”, который уверит вас, что все и так высохнет.

Сколько длится ремонт лобового стекла, трещин, сколов и что собой представляет?

Длительность ремонта зависит от сложности повреждения, как правило на это уходит от 40 мин до 1,5 часа.

Ремонт трещин стекла и сколов осуществляется по следующему принципу:

  1. Производится зачистка центральной части стекла от осколков и различных загрязнений. Если скол имеет форму “звездочки”, а длина его лучей превышает 1,5 см — в конце каждого луча мастер сверлит отверстие.
  2. Затем при помощи специального инжектора, под высоким давлением, трещину или скол наполняют полимером.
  3. После наполнения на поверхность устанавливается УФ-лампа, которая завершает процедуру полимеризации.
  4. Все как следует сохнет, после чего остатки аккуратно удаляются.
  5. В конце вся поверхность стекла полируется специальным составом.

Трещина на лобовом стекле

Главной проблемой трещины является тот факт, что из-за нее ухудшается обзор и только после этого трещина это — не красиво и не солидно. Из-за нарушения целостности стекло начинает искажать, свет преломляется неправильно и вы получаете плохую видимость. Пока трещина на стекле автомобиля небольших размеров это еще не так опасно и не очень критично, однако как уже говорилось выше, трещина в любой момент может вырасти, увеличиться в размерах, изменить направление или раздвоиться. Поэтому, как вы понимаете, ремонт трещин на лобовом стекле должен быть своевременным и качественным.

Можно ли сделать повреждение полностью незаметным?

Можно, если на него что-нибудь наклеить! Шучу конечно на самом деле убрать или заделать трещину полностью невозможно. На сегодняшний день нет таких технологий, которые позволяли бы полностью восстановить первозданный вид разбитого стекла. Ниже приведены причины, по которым этого нельзя сделать.

  1. Пыль и грязь, которые попали в трещину, не позволяют полимеру на 100% заполнить полость и вытеснить из нее весь воздух. Кроме того, трещина будет создавать новые преломления от которых будут идти блики. Качество работы будет зависеть от материала и мастерства того кто будет выполнять работу, а также от того сколько времени прошло с момента повреждения.
  2. Если трещина на лобовом стекле образовалась в результате удара, то скорее всего повреждение будет сопровождаться отслоением внутреннего пластикового слоя стекла. Исправить такое повреждение не сможет даже самый квалифицированный специалист в месте удара и трещины, так или иначе, появится помутнение и другие побочные эффекты, в зависимости от формы трещины, срока давности и прочих особенностей.
  3. Несмотря на схожесть состава полимера и его свойств близких к свойствам стекла у них будет расхождение, которое при желании можно будет обнаружить невооруженным глазом.

Ремонт трещин стекла ничем кардинально не отличается от ремонта сколов и длится примерно столько же, все зависит от сложности повреждения.

Как необходимо действовать в случае появления на стекле трещины?

  1. Прежде всего нужно остановиться и осмотреть повреждение.
  2. При помощи скотча и бумаги необходимо заклеить трещину, это исключит вероятность загрязнения. Под скотч подложите бумагу, чтобы на само повреждение не оппал клей от скотча. Если трещина будет чистой и “свежей” ремонт более будет качественным, а трещина менее заметной и максимально прочной. Вероятность ее дальнейшего увеличения или роста — маловероятно.

И последнее. Не пытайтесь заделать трещину на лобовом стекле в домашних условиях если у вас нет соответствующих средств, материалов и опыта для выполнения этой работы. Результат таких экспериментов очень часто приходится выправлять специалистам, при этом стоимость работы становится намного выше, а результат намного хуже. На этом у меня все, спасибо за внимание. Берегите себя и свой автомобиль.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Реальный отзыв о Lada Vesta SW

Сегодня у нас интервью человека, который поменял кроссовер Ниссан Кашкай на Ладу Веста. И вот что из этого получилось:

1. Немного цифр о машине: точная модель, двигатель, трансмиссия, когда было приобретена, в какой комплектации, какая стоимость (если цена – не секрет), какой сейчас пробег.

Куплена 27.10.2018. Веста SW Комфорт 1.6 МКПП цвет ледниковый ( белый). Стоила 679900р.- 20000р. (за трейд-ин) + 30000р. (допы) = 689900р. Пробег сейчас 5800км.

2. Почему именно Веста: что рассматривали в качестве альтернативы.

Ничего другого не рассматривал. Задача стояла следующая: поменять свой Кашкай 2013 года с пробегом 150тыс.км на нечто новое с минимальной доплатой. Ниссан стал постоянно просить денег на ремонт. Хотелось уже новое авто. И тут свояк в июне прошлого года подарил себе на день рождения Весту седан. Я посмотрел, покатался. Понравилась машинка. Долго изучал форум, группу в ВК. Читал отзывы. И понял , что мне нужно. Очень понравился универсал в белом цвете. Сдал Кашкая в трейд-ин . За Весту со всеми допами доплатил 60000р.

3. Есть ли вещи, которые в Весте хочется поменять/доработать сразу с салона? Если есть, то какие?

Пока всё устраивает. Из всех известных болячек и косяков, которые активно обсуждаются на просторах интернета, на моём авто пока не проявилось ничего. По поводу доработок – не продумана система дренажа воды в подкапотном пространстве. Влага, грязь, листва скапливаются в передних арках за подкрылками. Придётся за этим следить и периодически чистить. По коробке и двигателю плохого сказать пока ничего не могу, как и по подвеске. Езжу и радуюсь. А дальше время покажет.

4. Три аргумента из вашего личного опыта, почему этот автомобиль стоит покупать (представьте, что совета у вас спрашивает хороший друг).

Очень хорошая комплектация даже в версии Комфорт, много полезных ассистентов. Нравится внешний вид, особенно универсал . Большой функциональный багажник. Просторный салон, много воздуха. При моём росте 190см, места для задних пассажиров полно. Удобные кресла. Радует поясничная поддержка с регулировкой. Хороший головной свет. Очень важный фактор для меня – клиренс. С асфальта съезжаю уверенно. Мотор 1.6 теперь безвтыковый. И вовсе он не слабый, как считают некоторые. Лично мне динамики хватает вполне. Хорошая печка, салон прогревается быстро, не то, что в Кашкае. Присутствует система ГЛОНАСС. Большой плюс – оцинкованный кузов. В универсале даже крыша оцинкована. Ну и ещё очень важный фактор – цена. Считаю её вполне приемлемой за новый автомобиль такого уровня.

5. Три аргумента из вашего личного опыта, почему этот автомобиль НЕ стоит покупать (представьте, что совета у вас спрашивает хороший друг).

6. Если бы отмотать время назад, до покупки, вы бы опять купили Весту?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector