Датчик вентилятора ваз 2107 инжектор где находится
Antigraviynaya.ru

Ремонт автомобилей

Датчик вентилятора ваз 2107 инжектор где находится

Самостоятельно меняем датчик включения вентилятора на ВАЗ 2107: последовательность и рекомендации

Ни один двигатель внутреннего сгорания не может функционировать без полноценного охлаждения, и двигатель ВАЗ 2107 в этом смысле не исключение. Если в системе охлаждения возникают неполадки, то перегрев мотора — вопрос нескольких минут. Часто источником проблем является датчик включения вентилятора. К счастью, автовладелец вполне может заменить его своими руками. Попробуем разобраться, как это делается.

Назначение датчика включения вентилятора ВАЗ 2107

О назначении датчика нетрудно догадаться из его названия. Это устройство отвечает за своевременное включение вентилятора, обдувающего главный охлаждающий радиатор.

Дополнительный обдув требуется тогда, когда антифриз в радиаторе нагревается до температуры выше 90°C и мотор перестаёт нормально охлаждаться. Как правило, это происходит в тёплое время года при езде по городу или по просёлочным дорогам.

Конструкции и принципы работы датчиков

В разные годы на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались различные модели датчиков включения вентилятора. Вначале это были электромеханические датчики, затем им на смену пришла электроника. Рассмотрим каждое устройство подробнее.

Электромеханический датчик ВАЗ 2107

Внутри электромеханического датчика находится небольшая ёмкость с церезитом, смешанным с медной пудрой. Над этим веществом расположена гибкая мембрана с прикреплённым к ней толкателем. А толкатель, в свою очередь, подключён к подвижному контакту. Вся эта конструкция помещена в стальной корпус с толстыми стенками (которые необходимы для обеспечения более равномерного нагрева датчика). На внешней части корпуса имеется резьба и пара электрических контактов.

В основе работы датчика лежит простой принцип: объём церезита меняется с повышением температуры. Церезит, разогреваясь под действием почти закипевшего антифриза, расширяется и поднимает мембрану, которая приводит в движение толкатель. Он достигает подвижного контакта и замыкает его, что приводит к включению вентилятора. Когда температура антифриза из-за дополнительного обдува понизится, церезит остывает, мембрана уходит вниз, контакт размыкается и вентилятор отключается.

Электронный датчик ВАЗ 2107

Основа электронного датчика — термический резистор, вставленный в массивный стальной корпус. Как и в предыдущем случае, на корпусе имеется резьба, позволяющая вкрутить датчик в радиатор, и пара контактов.

Работа электронного датчика основана на изменении сопротивления резистора под воздействием высокой температуры. Изменения электрического сопротивления отслеживаются специальной схемой. И когда сопротивление достигает определённых значений, схема посылает сигнал на систему контактов, они замыкаются и включают вентилятор.

Расположение датчика

Практически на всех классических моделях ВАЗ датчики включения вентиляторов вкручиваются прямо в радиаторы охлаждения. Это необходимо для того, чтобы большая часть рабочей поверхности датчика контактировала с горячим антифризом. Между датчиком и радиатором в обязательном порядке устанавливается специальная уплотнительная прокладка из материала, устойчивого к высоким температурам.

Поскольку датчик вентилятора ВАЗ 2107 вкручен в нижнюю часть главного радиатора, то менять его удобнее всего из смотровой ямы, на которую надо установить автомобиль.

Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107

Чтобы проверить исправность датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107, потребуются следующие вещи:

  • ёмкость для кипячения воды;
  • термометр;
  • бытовой кипятильник;
  • снятый с машины датчик включения вентилятора;
  • бытовой мультиметр.

Последовательность проверки датчика

Последовательность проверки датчика заключается в следующем:

  1. В подготовленную ёмкость наливается вода.
  2. Резьбовая часть датчика погружается в воду, а его контакты — подключаются к контактам мультиметра, настроенного на проверку электрического сопротивления.
  3. Теперь в воду погружаются термометр и кипятильник.
  4. Кипятильник включается в сеть, вода начинает нагреваться. Температура нагрева отслеживается по термометру.

Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107

Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107

Существует ряд наиболее распространённых проблем, из-за которых вентилятор на ВАЗ 2107 может не включиться в нужный момент, что приведёт к перегреву двигателя. Вот они:

  • датчик включения вентилятора перегорел. Чаще всего это происходит из-за резкого скачка напряжения в электросети машины, возникшего вследствие короткого замыкания. Электропроводка на ВАЗ 2107 никогда не отличалась долговечностью и надёжностью. Со временем она начинает трескаться и приходит в полную негодность, что и ведёт к замыканию;
  • перегорел предохранитель, отвечающий за вентилятор. Бывают ситуации, когда датчик вентилятора исправен, но вентилятор всё равно не включается. В этом случае необходимо заглянуть в предохранительный блок, находящийся под рулевой колонкой автомобиля и отыскать там предохранитель, отвечающий за работу вентилятора, вынуть его и осмотреть. Если он оплавлен и слегка почернел — причина неисправности найдена.

Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2107

Вентиляторные датчики на ВАЗ 2107 не подлежат ремонту. Там просто нет частей, которые автовладелец мог бы купить и заменить самостоятельно. Кроме того, корпус датчика является монолитным и неразборным, так что добраться до внутренностей датчика невозможно, не сломав его. Поэтому единственное, что может сделать автовладелец при поломке вентиляторного датчика — это заменить его. Для замены датчика необходимы следующие инструменты и расходники:

  • пустая ёмкость на 8 литров для слива охлаждающей жидкости;
  • рожковый ключ на 30;
  • 8 литров новой охлаждающей жидкости;
  • новый датчик включения вентилятора.

Порядок работы

При замене датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107 действуют следующим образом:

  1. Автомобиль устанавливается над смотровой ямой. В радиаторе откручивается пробка, антифриз сливается в подготовленную ёмкость.
  2. Рожковым ключом на 11 с аккумулятора снимаются обе клеммы.
  3. С датчика включения вентилятора снимаются контакты с проводами. Это делается вручную, достаточно потянуть провода на себя.

Видео: замена датчика включения вентилятора

Итак, процедура замены вентиляторного датчика на ВАЗ 2107 не представляет особой сложности даже для начинающего автолюбителя. Если следовать вышеизложенной инструкции, можно сэкономить около 600 рублей. Именно столько стоит замена датчика в автосервисе.

Диагностика и замена датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107

Неисправность и несвоевременное включение вентилятора охлаждения мотора могут стать причиной сильных повреждений. На моделях ВАЗ 2107 за его исправную работу отвечают несколько устройств: предохранитель, реле и датчик включения вентилятора охлаждения радиатора мотора. К сожалению, именно он чаще всего выходит из строя и нуждается в замене.

Роль датчика включения вентилятора охлаждения двигателя

Изначально в автомобилях ВАЗ 2107 датчик был весьма надёжен. Он не работал под большой нагрузкой, а лишь включал управляющую цепь реле вентилятора охлаждения радиатора двигателя. Мощность вентилятора составляет около 200-300 Вт, что в сто раз больше мощности обмотки штатного реле. В 2000 году ВАЗ удешевил конструкцию “семёрки” и упразднил ряд деталей, в том числе реле с системы защиты двигателя от перегрева. И некогда надёжный датчик получил заметный перегруз! Разумеется, с этого момента датчики начали быстро выходить из строя. Ситуация была исправлена лишь с появлением на ВАЗ 2107 электронной системы управления двигателем – инжектора. На инжекторных “семёрках” контроллер включения вентилятора радиатора двигателя был убран, а вместо него вновь было установлено реле, управляемое ЭБУ на основе данных датчика температуры ОЖ.

Как следует из названия, датчик активирует цепь включения вентилятора охлаждения радиатора мотора машины. До 2000 года контроллер включал слаботочную цепь реле, которое уже включало силовую цепь. Очень надёжная схема, при которой диагностика неисправности при отказе системы обдува радиатора была совершенно простой. Для того, чтобы понять почему не работает охлаждение на ВАЗ 2107 с инжектором (или карбюратором, до 2000 года выпуска) достаточно было:

  • Остановить автомобиль в безопасном месте.
  • Заглушить двигатель, зажигание оставить включенным.
  • Открыть капот, открыть крышку блока предохранителей.
  • Провести осмотр плавких предохранителей, пошевелить их в гнёздах, убедившись в хорошем контакте.
  • Осмотреть вентилятор охлаждения двигателя и его разъём.
  • Снять реле, вскрыть его, разогнув зажимы на жестяной крышке, установить реле на место и рукой замкнуть контакты – исправный вентилятор заработает, если силовая цепь цела (см п.4).
  • Если обдув радиатора двигателя работает при ручном замыкании реле, то остаётся два основных варианта неисправности – вышло из строя само реле или датчик температуры охлаждающей жидкости.
  • Установить вместо нужного нам реле, любое другое, аналогичное (с фар, например).
  • Если с исправным реле на горячем моторе не происходит включения вентилятора охлаждения, то необходимо добраться до датчика. Он расположен внизу радиатора справа по ходу движения автомобиля и снять с него провода. Бояться перепутать провода местами не надо – там нет строгой полярности. Бегло осмотреть вентилятор охлаждения – нет ли в нем посторонних предметов. Осторожно! Вы работаете в опасной зоне – крыльчатка вентилятора при работе быстро вращается и может нанести травмы!
  • Замкнуть провода при включенном зажигании – вентилятор охлаждения двигателя должен заработать. Если он включился, то неисправен сам датчик.

Как заменить датчик ТОЖ

На автомобилях ВАЗ 2107 без реле в схеме подключения вентилятора охлаждения мотора датчик подключен напрямую. Владельцам важно помнить, что вентилятор будет работать, пока не отключится датчик, даже при выключенном зажигании. Поэтому желательно убедиться в отключении вентилятора до того, как надолго уйти – при залипшем от перегрева контроллере он будет работать, пока не аккумулятор не разрядится полностью.

Для замены датчика включения вентилятора нам понадобиться лишь широкая ёмкость для вытекшей охлаждающей жидкости и рожково-накидной ключ на 30. Если рассчитывать лишь на собственную ловкость и впитывающие тряпки, то можно потерять не дешёвую охлаждающую жидкость, а также получить хороший штраф за разлив ГСМ. Работы по замене лучше проводить в старой одежде, которую не жалко испачкать.

Важно! Охлаждающая жидкость – тосол или антифриз – токсична! Одежда с каплями ОЖ , не подлежит стирки вместе с другими вещами или в стиральной машине общего пользования.

Порядок замены контроллера температуры охлаждающей жидкости:

  • Остановить машину в удобном и безопасном месте.
  • Заглушить двигатель.
  • Открыть капот.
  • Перед работой дождаться охлаждения радиатора и мотора автомобиля до 25º С.
  • После остывания охлаждающей жидкости осторожно открыть заливную пробку радиатора, выпустить излишнее давление из системы охлаждения и закрыть пробку обратно. Это удержит ОЖ от стремительного выхода в момент, когда датчик включения вентилятора будет выкручен из нижней части радиатора.
  • Подготовить новый датчик. Смазать его резьбу и уплотнительную шайбу.
  • Под машину со стороны расположения заменяемого устройства, подложить широкую тару для пролившейся ОЖ.
  • Ослабить старый датчик на радиаторе, открутить его на 1 виток резьбы, после этого он, обычно, легко идёт от руки.
  • В одну руку взять новый, и держа его как можно ближе к старому, полностью выкрутить неисправный и быстро вставить и вкрутить рабочий.
  • Затянуть его ключом.

Важно! Усилие затяжки датчика всего 10-15 Нм.

Пролившуюся ОЖ можно отфильтровать через х/б перчатку и залить обратно в радиатор.

Проверка работоспособности датчика

Для того, чтобы проверить исправность работы датчика нужно прогреть двигатель до температуры включения дополнительного охлаждения – 92º С. Лучше всего это делать на стоящем автомобиле. Затем остудить мотор до 86º С – температуры выключения вентилятора.

Принудительное включение

Если дорожная ситуация складывается таким образом, что датчик температуры охлаждающей жидкости вышел из строя, а нового под рукой нет, то включить дополнительное охлаждение можно принудительно. Для этого достаточно вынуть провода из датчика и коротко перемкнуть их. После чего как можно быстрее ехать в магазин автозапчастей за новым, исправным устройством.

Датчик температуры охлаждающей жидкости семерки – это важная деталь, отвечающая за штатную работу двигателя авто. При эксплуатации важно контролировать температуру работы двигателя, и при необходимости сразу же заменять вышедшие из строя детали, в том числе и сам датчик.

Все о датчике включения вентилятора на представителе ВАЗовской «классики» — ВАЗ 2107

Датчик включения (ДВ) вентилятора на любом автомобиле, в том числе ВАЗ 2107, играет важную роль. Именно благодаря ему происходит охлаждения двигателя с помощью воздушного потока, что не дает силовому агрегату перегреться. Подробнее о принципе работы, диагностике и способе замены читайте ниже.

Характеристика датчика включения вентилятора

На двигателях ВАЗ 2107 инжектор или карбюратор пропустить включение датчика вентилятора достаточно сложно — сам вентилятор охлаждения достаточно громкий. Кроме того, при его активации из моторного отсека не только доносится гул, особенное, если его активации совпала с большой нагрузкой на проводку, но и усиливается уровень вибрации кузова. А в том случае, если карбюратор настроен не должным образом, на приборной панели может загораться индикатор давления моторной жидкости.

Схема активации вентилятора охладительной системы ВАЗ 2107

Охладительная система «семерки» настроена таким образом, что вентилирующее устройство в нормальных условиях эксплуатации активируется не сразу. Это происходит в тот момент, когда достигается определенный температурный режим. Чтобы точно выявить этот момент, используется датчик вентилятора, отвечающий за активацию данного устройства.

Где находится датчик включения вентилятора? Такой вопрос приходил в голову каждому автовладельцу, который когда-либо занимался ремонтом системы охлаждения. Расположен он в радиаторе, поскольку в первую очередь происходит нагревание малого круга охлаждающей жидкости, после чего система предусматривает проход антифриза через радиатор. Работа последнего заключается в интенсивном теплообмене. Только в том случае, когда уровень температуры увеличивается более, чем на 92 градуса, ДВ начинает работу.

На карбюраторной стоят два датчика ОЖ, один — на приборную панель, другой — на включение вентилятора. А на инжекторной один датчик, он показывает температуру на приборной панели и идет ЭБУ, и оно управляет включением вентилятора.

Принудительное включение вентилятора

Охладительная система на ВАЗ 2107 не предусматривает регулярную работу вентилирующего устройства. Но несмотря на это, иногда реализуется принцип его принудительной активации. Это происходит тогда, когда регулятор выходит из строя, а произвести замену во время движения, как вы понимаете, невозможно. Проверить это можно так — ДТОЖ, который стоит под капотом, продемонстрировал на приборной панели критическую температуру мотора, когда стрелка перемещается в красную зону. При этом вентилятор не активируется и если это так, то этому может быть несколько объяснений.

Первое — произошла поломка самого ДВ, включающего вентилятор на «семерке». Такой исход событий, как показывает практика, является более благоприятный для водителя. Все потому, что сама по себе система остается полноценной, при этом радиатор функционирует должным образом, соответственно, часть тепла все же отводится от двигателя.

В данном случае у водителя есть несколько вариантов решения проблемы:

  1. Если вы едите по ровной дороге, при этом транспортное средство будет ехать без остановок, то просто следите за температурой на приборной панели. Если по пути имеются светофоры или пробки, просто включайте печку на полную силу.
  2. Если ездить еще долго, можно осуществить принудительную активацию вентилятора. Чтобы сделать это, из контроллера следует извлечь два контакта и замкнуть из между собой. Но перед тем, как выполнить эти действия, необходимо демонтировать отрицательный провод с аккумуляторной батареи. Когда проводки будут замкнуты между собой, отрицательный провод можно установить на место, на батарею, после чего вентилятор будет работать постоянно и без перерывов. Температура двигателя в данном случае не играет роль, ровно, как и режим езды машины. Когда транспортное средство остановится, вентилятор будет функционировать до того момента, пока батарея не разрядится полностью, чтобы не допустить его, необходимо отрыть моторный отсек и отключить «минус» от АКБ.

Место расположения регулятора

Такой вариант менее приемлемый для автовладельцев с установленной противоугонной системой, так что если вам пришлось разъединить проводку устройства, потом ее необходимо будет соединить и заизолировать. Кроме того, в подкапотном пространстве необходимо будет проследить за тем, чтобы под лопасти ничего не попало, поскольку схема нахождения проводов предполагает в жгутах. Разумеется, это принесет определенные неудобства, поскольку постоянно открывать капот и замыкать контакты — не совсем удобно. Так что вариант принудительной активации должен реализовываться в экстренном случае. Сам ДВ — это элемент, стоимость которого достаточно низкая, но вот его замена в пути практически невозможна, поскольку водителю в любом случае придется сливать антифриз.

Второй вариант менее приятен для водителя и более опасный для авто в принципе — сломался термостат, при этом охладительная система работает неполноценно из-за неработоспособности вентилятора. Разумеется, если радиатор пустой, ДВ не будет никак реагировать, соответственно, вентилирующее устройство не включится. Основная проблема в этом случае заключается в том, что тепловой обмен во много раз хуже из-за не функционирующего радиатора. Единственным вариантом решения проблемы является активация печки на полную силу и периодические остановки машины. Это позволит не допустить перевода стрелки в критическую зону на датчике.

На видео ниже вы можете посмотреть, как владелец ВАЗ организовал кнопку принудительной активации вентилятора при неработающем датчике (автор видео — Vlad Pakhandrin).

Диагностика контроллера

Чтобы произвести диагностику контроллера, вам потребуется градуированный термометр, который может функционировать при температуре кипения воды. Процедура диагностики осуществляется следующим образом:

  1. Часто датчика, обращенную внутрь радиатора, следует поместить в воду.
  2. Далее, к контактам контроллера подключаются щупы тестера, производится их регулировка на отсутствие сопротивления.
  3. Когда жидкость начинает нагреваться, сопротивление пропадает примерно при 87-92 градусах. Если это так, то контроллер является исправным и он будет работать должным образом.

Инструкция по снятию и замене датчика

Регулятор, который должен стоять в моторном отсеке, имеет свойство периодически выходить из строя. Соответственно, владельцу «семерки» будет полезно знать, как производится процедура демонтажа и установки нового контроллера.

Для снятия и монтажа ДВ выполните следующие действия:

  1. В первую очередь, необходимо обесточить бортовую сеть машины. Для этого снимите минусовую клемму с АКБ.
  2. Далее, демонтируйте крышку распределительного бачка, а также пробку с радиатора, чтобы не создавать большое давление в системе.
  3. Под радиатор необходим подставить емкость, в которую будет сливаться охлаждающая жидкость. Выкрутите кран радиатора и слейте антифриз в тазик или другую емкость.
  4. После этих действий нужно отсоединить провода с контроллера. Затем возьмите гаечный ключ на 30 и открутите сам регулятор за большую гайку. Теперь можно произвести демонтаж устройства. При снятии будьте особо внимательны, железное уплотнительное кольцо на регуляторе ни в коем случае нельзя потерять. Сделав это, можно приступать к монтажу нового устройства. В ходе установки не забывайте о том, что непосредственно перед монтажом места соприкосновения контроллера и радиатора необходимо смазать герметиком. При этом герметик должен быть высокотемпературным, данный процесс осуществляется насухую. Благодаря использованию герметика можно предотвратить утечку охлаждающей жидкости.
  5. После установки контроллера можно закрутить пробку на радиаторе. Затем сборка осуществляется в обратной последовательности — заливается слитый ранее антифриз, на место устанавливается минусовая клемма батареи. Чтобы быть уверенным в работоспособности системы, прогрейте двигатель и дождитесь включения вентилятора. Также не лишним будет избавить магистрали охладительной системы от воздушных пробок. На нашем ресурсе представлена инструкция по замене антифриза в «семерке». Если у вас возникли вопросы, она поможет вам разобраться, статья по этой ссылке.

Видео «Наглядная диагностика и замена ДВ своими силами»

Более подробно процедура диагностики и замены датчика включения вентилятора на отечественных «семерках» и других классических ВАЗах приведена на видео ниже (автор видео — Ремонт Двигателя! И интересное!).

ВАЗ-2107. Датчик включения вентилятора: установка, ремонт, замена

Большинство владельцев автомобилей ВАЗ-2107 сталкивались с проблемой перегрева двигателя вследствие несвоевременного включения вентилятора радиатора. Подобная неисправность несет серьезную угрозу не только системе охлаждения, но и всему силовому агрегату. Повышение температуры ОЖ до критических показателей способно вывести из строя прокладки головки блока цилиндров, клапанной крышки, а также стать причиной заклинивания подвижных элементов мотора.

Чаще всего вентилятор радиатора не срабатывает из-за проблем с датчиком его включения. Это может быть как банальное отсутствие контакта на разъемах, так и выход устройства из строя в целом. В этой статье мы поговорим о том, какие меры можно предпринять, если на ВАЗ-2107 датчик включения вентилятора утратил свою работоспособность, а также рассмотрим процесс его проверки и замены.

Признаки перегрева двигателя и меры предосторожности

Если вы, находясь за рулем автомобиля, обнаружите, что стрелка на приборе, указывающем температуру охлаждающей жидкости, перешла в красный сектор и продолжает отклоняться в сторону ее увеличения, будет лучше остановиться на обочине дороги и немедленно выключить двигатель. Если этого не предпринять, тосол или антифриз попросту закипит и попытается вырваться наружу, нарушив герметичность системы. Продолжать движение в такой ситуации достаточно опасно. Остановившись, необходимо проверить работоспособность всех элементов системы охлаждения и установить причину перегрева. Дальше, по возможности, ее нужно устранить. А если такой возможности нет, отбуксировать автомобиль до ближайшей станции технического обслуживания.

Что не так с вентилятором?

Заподозрив в перегреве неисправный вентилятор радиатора охлаждения, первым делом проверьте его на работоспособность. Сделать это совсем несложно. Отсоедините электрический разъем от электродвигателя, а к его контактам подведите электричество от аккумулятора. Не перепутайте при этом полярность!

Дальнейшая проверка

Дальнейшую проверку следует проводить по схеме «от простого к сложному». Диагностировать проводку без соответствующих инструментов и навыков практически невозможно. Аналогичная ситуация и с реле. Проверить его самостоятельно вряд ли получится, особенно в полевых условиях. Единственное, что можно сделать, это вытащить аналогичное устройство из соседнего гнезда или другого автомобиля и вставить его в соответствующий разъем. Заработал – причина установлена, не работает вентилятор – идем дальше.

С проверкой предохранителя никаких проблем не возникнет. Находим нужную вставку в монтажном блоке, проверяем ее обычным тестером или самодельным пробником, выполненным из двух проводов и лампы, и результат налицо. При необходимости меняем предохранитель и продолжаем движение. Но если и на этот раз мы с вами ошиблись, проблему нужно искать в датчике включения вентилятора.

Особенности системы охлаждения в разных модификациях

Прежде чем приступить к диагностике датчика, его нужно найти. Дело в том, что у карбюраторных «семерок» и у авто с регулируемым впрыском топлива он находится в разных местах. Более того, у инжектроных машин ВАЗ-2107 датчик включения вентилятора как таковой вообще отсутствует. Его функции выполняет ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости). Рассмотрим более детально расположение этих устройств у карбюраторных и инжекторных «семерок».

Где находится датчик включения вентилятора?

У всех устаревших модификациях «классики» датчик расположен на корпусе радиатора охлаждения. Если быть точным, то справа внизу. Снаружи он выглядит как латунная гайка на «30» с двумя выведенными контактами. Поднимите капот, посмотрите на тыльную сторону радиатора – вы обязательно его увидите. Принцип действия датчика очень прост. Термоэлемент реагирует на повышение температуры, замыкает контакт, и на вентилятор подается напряжение. У автомобилей с управляемым впрыском топлива вентилятор включается по команде электронного блока на основе данных, полученных от датчика. Иными словами, ЭБУ сам контролирует все процессы. Но где находится датчик включения вентилятора у инжекторных «семерок»?

Проверка датчика

Теперь поговорим о том, как проверить датчик включения вентилятора (ВАЗ-2107). И начнем с карбюраторного двигателя. Здесь все очень просто. Все, что вам необходимо сделать, это отсоединить провода от датчика. Для этого снимите с его клемм электрический разъем. Чтобы определить, исправно ли устройство, включите зажигание и замкните контакты на разъеме. Если все дело в датчике, вентилятор обязательно включится.

Может случиться и так, что устройство включения вентилятора неправильно реагирует на температуру. Иными словами механизм замыкания контактов срабатывает, но при большем ее значении. Так, у карбюраторных машин ВАЗ-2107 датчик включения вентилятора должен замыкать цепь при достижении охлаждающей жидкостью температуры в 92 градуса, а размыкать – при 87 ºС.

Для двигателей с регулируемым впрыском топлива процесс проверки немного другой. Поскольку у инжекторных авто ВАЗ-2107 датчик включения вентилятора отсутствует, проверять нужно контроллер температуры. Но для начала следует проинспектировать наличие напряжения на контактах разъема. Возьмите тестер и включите его в режиме вольтметра. Минусовой провод прибора замкните на «массу», а плюсовой подсоедините к контакту «А» на разъеме. Включите зажигание. Тестер должен показывать напряжение не меньше 12В. Если же его величина снижена, проблему нужно искать в блоке управления. Но если с напряжением все в порядке, выкрутите контроллер температуры с патрубка для дальнейшей проверки.

Проверка датчика заключается в измерении его электрического сопротивления при разных температурах. Переведите тестер в режим омметра и замеряйте сопротивление на его контактах. Примечательно, что оно растет и падает обратно пропорционально температуре охлаждающей жидкости (20 ºС – 3,5 кОм; 40 ºС – 1,5 кОм; 80 ºС – 340 Ом; 90 ºС – 250 Ом). В процессе измерения сопротивления контроллер можно нагревать, положив его в емкость с горячей водой. Температура датчика включения вентилятора (ВАЗ-2107, инжектор) для разных версий прошивок ЭБУ может составлять 92-95 ºС. Его сопротивление при этом близко к нулю.

Следует обозначить, что датчики включения вентилятора и температуры охлаждающей жидкости ремонту не подлежат. Поэтому при выявлении малейшей их неисправности, они должны быть заменены. Рассмотрим процесс замены для каждого из двигателей отдельно.

Процесс замены датчика на карбюраторном двигателе

Здесь процесс может показаться более сложным. Ведь учитывая, что датчик расположен внизу, придется сливать охлаждающую жидкость. А для этого нужно искать смотровую яму, снимать защиту двигателя и т. п. Но можно этого и не делать. Достаточно просто быстро завернуть новый датчик на место старого. Естественно, немного охлаждающей жидкости при этом выльется, но ее количество ограничится 20-30 мл. Кроме того, под место соединения всегда можно подставить правильно обрезанную пластиковую бутылку.

Итак, подготовьте новый датчик и гаечный ключ на «30». Отсоедините провода от устройства. Аккуратно ключом отверните датчик. Продолжите его откручивание рукой, прижимая к корпусу радиатора. Когда датчик сойдет с резьбы, отверстие можно зажать пальцем, а другой рукой начать вкручивать новый элемент. Не умудритесь при этом потерять уплотнительное кольцо, которое надето на резьбовую часть устройства. Вот, собственно, и весь процесс. Остается подключить к нему провода, запустить силовой агрегат и проверить, все ли работает.

Замена датчика включения вентилятора: ВАЗ-2107 (инжектор)

В инжекторном двигателе для замены датчика слив охлаждающей жидкости не нужен. Он расположен достаточно высоко, поэтому ее вытекание будет минимальным. Для замены потребуется новый датчик температуры и ключ на «19». Сначала отключаем разъем, далее откручиваем старый контроллер и вкручиваем на его место заведомо исправный. Подключаем питание и запускаем двигатель. Если все сделано правильно, работа вентилятора гарантирована.

Несколько полезных советов

Перед отключением питания датчиков, особенно на «семерках» с инжекторными моторами, рекомендуется снимать минусовую клемму с аккумулятора. При выборе датчиков включения вентилятора или температуры охлаждающей жидкости лучше отдать предпочтение фирменным заводским изделиям. После замены не забудьте проверить герметичность резьбового соединения. При необходимости воспользуйтесь термостойким автомобильным герметиком.

Не работает вентилятор радиатора ВАЗ 2107

Система охлаждения устроена таким образом, чтобы вентилятор запускался только после нагревания двигателя до установленной температуры. Неработающий датчик включения вентилятора может привести к серьёзным проблемам с двигателем.

Не путайте этот датчик с датчиком температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) который показывает температуру двигателя на панели приборов и устанавливается справой стороны двигателя.

Вовремя заметить его поломку можно только пожалуй только летом, да и то в городе или при медленной езде так как встречного потока воздуха вполне достаточно для нормальной работы системы охлаждения. Вентилятор системы охлаждения, на автомобилях ВАЗ 2107, запускается с характерным шумом, поэтому момент его запуска хорошо слышен.

Где располагается и температура включения

Расположен датчик включения вентилятора у инжекторных моделей, на выходном алюминиевом патрубке головки блока цилиндров (артикул — 23.3828, применяется в ВАЗ-2107i-2112, 21213, 2123, ALFA ROMEO, DAEWOO, FIAT, LANCIA, OPEL), на карбюраторных моделях (ТМ 108-02 92/87 С) он установлен на радиаторе охлаждения двигателя.

Для «классики» температура срабатывания вентилятора равна 92 градусам и отключения — 87 С 0 , поэтому установка подходящего по размерам, но с другим номером не рекомендуется.

На карбюраторных моделях датчик расположен на радиаторе

Проверка электровентилятора и его цепей

Для того чтобы проверить работу вентилятора и цепей питания на инжекторной «семерке» нужно отключить разъем с датчика, ЭБУ даст команду на включение вентилятора. Если этого не произошло, то нужно проверять не сам датчик, а исправность предохранителя F7, электродвигателя, реле вентилятора и цепей питания. Ниже приведена схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 инжектор.

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 (инжектор)

Принцип действия такого устройства отличается от ТМ 108 и основан на изменении сопротивления.

Датчик нагреваясь уменьшает сопротивление, ЭБУ контролирует это изменение и при достижении заданного параметра (около 195 Ом) включает реле вентилятора.

На карбюраторной модели все сделано несколько проще, если предохранитель и реле исправны, то для того, чтобы электродвигатель заработал, достаточно снять фишки с датчика и замкнуть их между собой.

Принцип работы датчика включения вентилятора устанавливаемого на радиаторе такой, в холодном состоянии биметаллическая пластина размыкает контакты, а при достижении температуры в 92 градуса (в идеале) замыкает и реле срабатывает. На практике достаточно часто можно купить датчики с некоторым разбросом значений. Проверить новый можно нагревая в воде, контролируя температуру и включение.

Диагностика

Проверить датчик включения вентилятора можно замером сопротивления при различных температурных условиях. Для этого используют тестер (мультиметр) в режиме омметра и измеряется сопротивление запчасти. Оно должно снижаться пропорционально нагреву ОЖ, как уже было сказано, чем выше нагрев, тем ниже сопротивление.

Проверку сопротивлений можно проводить не снимая его с машины, для этого достаточно снять фишку и проводить измерения на контактах детали и прогревать двигатель контролируя его нагрев по прибору на панели. Таблицу с ориентировочными значениями зависимости сопротивления от температуры смотрите ниже.

Перед установкой нового контролера, можно проверить изменение сопротивления в емкости с нагретой водой.

Проверить электродвигатель можно подав напряжение от аккумулятора, голубой провод — «+», голубой с черным или просто черный это «-«.

Случается, что запуск вентилятора происходит при нестандартно больших температурных значениях, это говорит о его неисправности.

Если при проверке выясняется, что электродвигатель, предохранитель, датчик все исправно, в этом случае нужно проверить исправность реле. Бывает что просто выгорают контакты. На фото ниже

Реле вентилятора на ВАЗ 2107 инжектор находится на дополнительном блоке под «бардачком» (см. фото) оно крайнее слева номер 23-3787.

Реле вентилятора ваз 2107 (инжектор)

Если Вам нечем заменить данное реле, то можно починить его. Контакт крепиться на пластине и чтобы восстановить его работоспособность достаточно поджать контакт. Для этого:

  1. разбираем реле;
  2. отгибаем верхний упор пластины;
  3. приподнимаем пластину с контактом для удобного доступа;
  4. поджимаем контакт;
  5. собираем обратно.

Следует заметить, что со временем поломка повторяется, проверено.

Замена датчика

Замена датчика на инжекторной модели проще чем на карбюраторной, так как нет необходимости сливать охлаждающую жидкость. Достаточно подложить какую-нибудь тряпку для впитывания вылившейся ОЖ. Ключом на 19 откручивается деталь, вынимается и быстро устанавливается новая. При установке рационально заранее нанести на резьбу герметик.

Для проведения процедуры замены на карбюраторной машине, необходимо сперва слить тосол (антифриз) и только потом ключом на 30 открутить датчик, и установить новый.

При покупке датчиков и контролеров температуры старайтесь выбирать фирменные детали.

Читать еще:  Где стоит датчик вентилятора
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector